Сибирские огни, 1959, № 11
«Только самих себя, — писал Мопас сан, — показываем мы в теле короля, убийцы... куртизанки, монахини, потому что мы вынуждены задаваться таким во просом: «Будь я королем, убийцей..., что сделал бы я, как поступил бы я?»,.. А. Н. Толстой эту же мысль выразил чуть иначе :«Примеряешь на себе, ищешь в себе то героя, то смертного убийцу, энтузиаста, ревнивую женщину, плута или мещанина...». Перевоплотиться в своего героя — это значит поставить перед собой вопрос, что я сделаю, как я поступлю, когда ста ну тем или иным человеком. Вот это самое «что сделал бы я, как поступил бы я» и есть те тайны, которые писатель открывает в самом себе, наводя на свою душу микроскоп искусства. Писатель понимает своих героев, ста новясь на их место, но откуда у нас, чи тателей, появляется убеждение, что все, описанное в книге, истинная правда, или же, что во всем этом нет ни слова правды? Главным источником нашего читатель ского понимания является общность на шего опыта с тем, что изображено в книге. Автор рассказывает: «Я помчался следом за ней, отлично сознавая всю не лепость своего поведения и не имея сил остановиться. ...Если бы в этот момент в моей руке был револьвер, то я, не за думываясь, убил бы его». Мы читаем и шепчем: «Так! Правиль но! Верно!». Но откуда нам знать, так или не так, правильно или неправильно, если мы не совершали ничего подобного, если мы больше всего именно тем и гор димся, что совсем не такие, как этот ге рой? Зачем говорить об общности опыта, когда у нас нет ничего общего с этим героем? Однако эта общность заключается не в том, что мы совершили в точности та кие же поступки, но в соизмеримости нашего опыта. Мы никогда и никого не хотели убить, никогда не жалели, что в нашей руке не было револьвера, но уже не раз в гневе хватали книгу, карандаш, лист бумаги. Конечно, все это маленькие, ничтожные действия, однако то, что мы совершили их, дает нам право сказать: — Да! Да! Я вполне понимаю этого героя. Однажды я сам... Уже появилась некоторая соизмери мость опыта. Следствием такой общности опыта, его соизмеримости является всем нам хоро шо знакомое чувство, что автор книги, которую мы читаем, даже и не открыл ничрго нового, что мы и сами могли бы написать нечто подобное. «...Случается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то твоя жизнь как по пальцам разложена. Да что и самому прежде невдогад было, так вот здесь, как начнешь читать в такой книжке, так сам все, помаленьку, и припомнишь, и разы щешь, и разгадаешь... Я, например, я туп, я от природы моей туп, так я не могу слишком важных сочинений читать, а это читаешь, словно сам написал: точно' это, примерно говоря, мое собственное сердце, какое уж оно там ни есть, взял, его, людям выворотил изнанкой, да и описал все подробно — вот как! Да и дело-то простое, бог мой, да чего! Право, и я так же бы написал; отчего же бьг и не написал? Ведь я то же самое чув ствую, вот совершенно так, как и в книж ке, да и сам подчас в таких же положе ниях находился... Вы прочтите-ка; это на турально! Это живет! Я сам это видел; это вот все около меня живет... Дело-то оно общее...». (Ф. М. Достоевский. Бед ные люди). Но ведь это то же самое, что сказано и у Белинского: «Скажите, какое впечат ление прежде всего производит на ваа каждая повесть Гоголя? Не заставляет ли она вас говорить; «Как все это про сто, обыкновенно, естественно и верно, и вместе, как оригинально и ново». «Не. удивляетесь ли вы и тому, почему вам самим не пришла в голову та же самая, идея, почему вы сами не могли выду мать этих же самых лиц...». И, действительно, все эти чувства воз никают в нашей душе, когда мы читаем подлинно художественные произведения. И мы, как и Белинский, как и Макар Де вушкин, готовы воскликнуть: «Право, и. я так же бы написал, отчего же бы и не написал?». В «Театральном разъезде» Гоголя один из зрителей заявляет: «...Захоти, я сей же час это напишу, и вы напишете,, и он напишет, и всякий напишет... Ведь это что же такое? Ведь это всякий мужик знает. Это всякий день увидишь на ули це. Садись только у окна, да записывай все, что ни делается,— вот и вся штука!». Но как получилось, что и Достоев ский, и Белинский, и Гоголь выразили одну и ту же мысль, которая и нам уже много раз в голову приходила и вдоба вок почти в тех же словах? Получилось так потому, что это мысль общая. Она не принадлежит ни Белин скому, ни Достоевскому, ни Гоголю, ни мне, ни вам. Она является всеобщим до стоянием, она обязательно возникнет у каждого читателя вследствие общности, соизмеримости нашего житейского опыта. В записи JI. Н. Толстого мы обрати ли внимание на то, что художник от крывает тайны, однако не заметили, что это «тайны общие всем». Это странно' звучит. Как могут быть тайны общими? Однако это очень хорошо сказано. Цен ность тайн, которые открывает писатель, заключается не только в их новизне, но еще и в их общности, универсальности. Задача писателя совсем не в том, что бы удивлять читателей необыкновенны ми мыслями и чувствами, каких никогда и ни у кого не бывает, не в том, чтобы рисовать такие удивительные картины,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2