Сибирские огни, 1959, № 11
данных даже для того, чтобы создать в своем воображении образ, представить, например, как будет протекать какое-то явление. Предположим, он пытается ре шить, как на поверхности земного шара передвигаются материки и как в связи с этим меняются океанские течения. За дача необыкновенной сложности. Вычис лениями она, очевидно, не разрешима. Также очевидно, что невозможно пред ставить в виде картины, как через мил лион лет разместятся на поверхности на шей планеты материки и как изменятся течения в океанах. Если даже и по явится в сознании такая картина, то веры в нее не будет. Однако, если невозмож но ни сообразить, ни вообразить, то мож но поставить эксперимент. Ученый ставит его и теперь собствен ными глазами видит, как сплющивается вращающийся «земной шар», как двига ются на его поверхности парафиновые «материки» и как в связи с этим меня ются течения в его лабораторных «океа нах». Истина (не будем говорить о сте пени ее достоверности) явилась перед ним в результате эксперимента. Однако зачем мы говорим об этом? Ка кое отношение имеет писатель к экспери менту? Высшей степенью образного мышле ния является перевоплощение писателя в его героя. Но почему писатель, пере воплощаясь в него, узнает, что будет с этим героем? Почему эти перевоплоще ния дают искомую истину? Каков их фи зический смысл? Писатель, говорили мы, не в состоя нии рассчитать, что случится с его героя ми. (Точно так же, как ученый не может рассчитать, где окажутся материки через миллион лет). Если писатель попытается, сидя за сво им письменным столом, представить в образах, что случится с его героем, то вероятнее всего, что его постигнет неуда ча. С какой стати случайный образ, воз никший в его сознании, должен быть бли же к истине, чем его расчеты? (Точно так же, если ученый представит в обра-' зах картину расположения материков в далеком будущем, то с какой стати он должен поверить этой картине?). Но как же теперь быть писателю? Что бы узнать, что случится с каким-либо че ловеком в жизни, надобно прожить рядом с ним полсотни лет и посмотреть, как сло жится его жизнь. Вот единственный вер ный способ узнать его судьбу. Однако писатель не может так посту пать, тем более, что его герои существу ют только в его воображении. Но в таком случае он поступает так же, как ученый: он ставит великий эксперимент — пере воплощается в своих героев, живет их жизнью, физически проверяет каждое их движение и каждое слово, и теперь ему уже не нужно ни ворожить, ни пу скаться в беспочвенные фантазии о том, каким будет его герой в далеком и не определенном будущем, — теперь он сам свой герой. Конечно, художник не может ставить этот свой «эксперимент» так же созна тельно, как ученый, но именно таков смысл его перевоплощений: если нельзя прожить с нашим персонажем десятки лет и посмотреть, что с ним будет, то можно перевоплотиться в него и стреми тельно пробежать всю его жизнь или хотя бы какой-то кусочек его жизни. Ведь точно так поступает и ученый — он не может прожить миллион лет, но он ставит эксперимент, как бы ускоряет те чение времени и наблюдает истину. В опытной проверке нуждается каж дая фраза, которую предстоит сказать герою, каждое его движение, и писатель проверяет все это в своих перевоплоще ниях. Общие тайны Величайшее счастье писателя не считать се бя особенным, одиноким, а быть таким, как все. М . Пришвин, JI. Н. Толстой записал в дневнике: «Искусство есть микроскоп, который на водит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны лю дям». В данном случае у слова тайны при мерно то же значение, в каком оно упо требляется, когда мы говорим о тайнах природы. Задача писателя, так же как и учено го, в том, чтобы открывать то, что до сих пор было скрыто, неясно, непонятно, не известно и что должно служить позна нию действительности. Если писатель или ученый не открывают ничего нового, а только повторяют старое, то остается удивиться и спросить, зачем они берут ся за дело, которое уже и без них сде лано. У писателя и ученого одна и та же цель — открытия, но у каждого из них своя область наблюдения, свои «инстру менты», свои методы. Чтобы понять, как сопротивляется сжатию стальная балка, ученому совсем не нужно представлять, что чувствовал бы он, будь... стальной балкой. Писате лю, чтобы понять своего героя, каждый раз необходимо представить, как посту пил бы он, будь сам своим героем. 12. «Сибирские огни» № 11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2