Сибирские огни, 1959, № 11
лу прихоти, не только потому, что ему «так хочется», но потому, что задачи, которые он поставил перед собой, воз можно разрешить только средствами об разного мышления. Он должен проследить судьбы своих героев, узнать, что с ними случится, как они будут вести себя в новых обстоятель ствах, какие у них появятся мысли и чув ства и какие сложатся между ними отно шения. Вот решения, которые он ищет. Однако материал, лежащий перед ним, представляет такой невероятно сложный узор, что разобраться в нем путем логи ческих заключений совершенно невоз можно. Необходимость вынуждает его прибегнуть к средствам образного мыш ления. Немыслимо рассчитать, сообразить, вычислить, взвесить поступки наших ге роев, решить, например, рассуждениями, путем умозаключений, увидит Татьяна Ларина сон или не увидит и какой это будет сон, выйдет она замуж или не вый дет, а если выйдет, то за кого. Писатель эти свои задачи и не решает путем рассуждений. Он стремится уви деть своих героев, разглядеть, что с ними случилось. «Искусство есть непосредственное со зерцание истины...». Эта формула звучит несколько старо модно. Иные товарищи с раздражением тычут в нее пальцами и говорят: смотри те, каков идеализм! А между тем в ней выражена здравая и весьма практиче ская мысль. Между выражением непо средственное созерцание истины и выра жением мышление в образах у Белинско го поставлен знак равенства — или. Это два равнозначных определения. Писатель не рассчитывает истину, она не является для него логическим выво дом, он не пытается путем рассуждений решить, что будет с его героями, но со зерцает их в образах. Писатель раздумывает, как будет. По сле долгой и упорной работы наступает момент, когда, наконец, в его сознании возникает предельно отчетливая картина. Он увидел и почувствовал, что найдено верное решение. Образ, явившийся перед ним, и есть та истина, которую он искал. Именно в таком смысле искусство и яв ляется непосредственным созерцанием истины. Это созерцание образов, пред ставших перед писателем, или мышле ние в образах. Не надо противопоставлять образное мышление логическому или утверждать, что одно из них «лучше», а другое «ху же». Оба эти способа мышления явля ются различными сторонами одного и того же процесса, без конца соприкаса ются между собой, переходят один в другой и дополняют друг друга. И ученый, и художник мыслят и ло гически, и образами, и оба эти вида мы шления необходимы им в равной мере. Очень часто ученые призывают на по мощь свое воображение и пытаются точ но так же, как это делают писатели, уви деть искомую истину в образах. К. Э. Циолковский выдвинул идею по летов на космических кораблях с реак тивными двигателями. Предложить та кую идею — это прежде всего означает вообразить космический корабль, его внешний вид, устройство, процессы, про исходящие в реактивных камерах, уви деть, наконец, как этот снаряд подни мается в небо, увидеть землю, остающую ся позади, небывало ослепительную луну и мириады звезд на черном небе, иначе говоря, создать в своем воображении ки нофильм о космических кораблях и меж планетных полетах. Начинать математи ческую проверку новой идеи можно не раньше, как будет создан такой фильм. Циолковский так и говорит: «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказ ка. За ними шествует научный расчет». Нельзя же думать, что ученый преж де находит математические доказатель ства, выводит формулы, строит чертежи и только тогда задается вопросом: а что же это я доказал и для чего это надобно? Для того и существуют точные науки, чтобы обслуживать живую жизнь и, в частности, чтобы проверять образные ви дения ученых. Итак, истина является художнику в образах, и он созерцает ее. Однако что же все это означает? Надо ли это так по нимать, что всякий образ, какой только явится в сознании художника, уже и есть святая непреложная истина? Отчего это такая честь образам? Мы говорили, что ученый, когда перед ним стоит задача, не разрешимая логиче скими рассуждениями, пытается пред ставить истину в образах, точно так же, как это делает писатель. Однако почему он должен быть уверен, что его образы ближе к истине, чем его рассуждения? Но тут дело не в уверенности, а в том, что у него нет никакой другой возмож ности получить хоть какое-нибудь пред ставление о предмете, над которым он раздумывает. Отказаться в таком слу чае от образного представления означа ло бы отказаться от возможности хоть какого-нибудь суждения о предмете. Демокрит предложил атомистическую теорию: все тела состоят из мельчайших неделимых частиц, которые выглядят, вероятно, как шарики. Теперь мы знаем, что это был очень грубый, примитивный образ, однако он явился совсем не пло хим рабочим инструментом — он помо гал понимать множество явлений и даже производить некоторые расчеты. Позднее была предложена другая схе ма: атом — это крошечная «планетная система». Скоро и этот образ оказался неудовлетворительным, но ведь не в этом дело. Образы возникали и отбрасы вались, но главное в том, что они добро совестно служили и давали возможность все больше и больше приблизиться к ис комой истине. Часто случается, что у ученого нет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2