Сибирские огни, 1959, № 11
Белинский) «своего способностью рисо вать». Рисуя, я редко знаю в ту мину ту, что значит мой образ, портрет, ха рактер: я только вижу его живым, перед собой — и смотрю, верно ли я ри сую». Тихон потому тощий и рыжий, что его таким увидел автор. Для настоящего пи сателя является диким и нелепым даже самый вопрос, может ли он «передать белый паричок и высокий рост» одного героя другому. Писатель изображает сво его героя только так, как видит. Предпо лагать иное, значит начисто отрицать да же самую возможность образного виде ния. И если какой-нибудь автор заяв Образы ляет, что ему все равно, как бы ни изо бразить героя, высоким или низким, лы сым или кудрявым, то это свидетельст вует только о том, что в его сознании нет ни одного образа, потому что если бы они у него были, если бы он видел своих персонажей, то не смог бы поставить такой противоестественный вопрос. Не будем же мы спрашивать, почему мать говорит о своем ребенке, что он у нее маленький и беленький. Не все ли равно, беленький или черненький? Что это ме няет? Но какой же это бессмысленный вопрос! Она потому говорит, что он ма ленький и беленький, что он и в самом деле такой. Она иначе не может сказать. и чувства Моя задача читателя. создать мир и впустить туда А . Н. Толстой. Произведения искусства характеризу ются не только образным содержанием, но еще и теми чувствами, которые авто ры вложили в них. Лев Толстой говорил даже, что эти авторские чувства есть са мое главное в художественном произве дении. Отсюда у него возникло свое осо бое определение искусства. Он писал: «Искусство есть деятельность челове ческая, состоящая в том, что один чело век сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их». В этом определении искусства так и не сказано, что же оно такое. В нем ска зано, зачем оно (чтобы передать чувство), но не то, в чем его содержание. Однако в нем подчеркнута важнейшая, характер нейшая черта всяких произведений искус ства: они передают чувство. Нельзя так рассуждать, что если, мол, искусство есть мышление в образах, то задача писателя только в том и заклю чается, чтобы дать в рассказе, романе, повести какую-то систему образов. Есть образы, значит и все хорошо! А зачем понадобилась эта система? На этот во прос отвечает Л. Н. Толстой: чтобы пере дать чувство. Это же говорил и Белин ский, когда писал: «Каждое поэтическое произведение должно быть плодом па фоса...». Писатель пишет не «просто так», не потому, что надобно было заполнить ка кую-то пустоту, скажем, развлечь скуча ющих людей. Писатель затем и берется описывать какие-то события, что он взволнован и хочет передать читателям свое волнение, свой пафос. В одном из писем Л. Толстого есть такие строки: «Нынче, поутру, около ча су диктовал Тане, но не хорошо — спо койно и без волнения, а без волнения наше писательское дело не идет...». Чудесно сказано! Вёз волнения, без пафоса, без страсти незачем браться за перо. Если книга не может взволновать чи тателей, не заставляет их затаить дыха ние, то, очевидно, это плохая книга. По тому плохая, что не смогла донести до читателей чувства автора, если они у не го были, или же по той, еще более пе чальной причине, что не было у него ни1 каких чувств. Все подлинные произведе ния искусства наполнены чувствами сво их создателей, как конденсатор электри ческим зарядом. Рассказывая о детях, Достоевский не употребит ни одного громкого слова, ка жется, будто нарочно подбирает самые обыкновенные, даже какие-то тусклые слова, а впечатление невероятное. Вся душа потрясается, когда читаешь о ре: бенке, запертом родителями в нехоро шей темной комнате, об Илюше Снеги реве или маленькой дочке постояльца Горшкова в «Бедных людях». Больно читать о них. Но ведь сначала- то больно стало не нам, а писателю До стоевскому. Пускай в действительности, которую он наблюдал много раз, не всё было так, как изображено в книге, пусть многое усилено, дорисовано, дополнено его воображением — не в этом дело’ Главное, что он представляет своих ге роев с беспредельной отчетливостью, ви дит их лучше, чем мы «ближайших род ственников своих». В его сознании тысячи живых, невы думанных судеб слились в новый отчет ливый образ — он видит рядом с собой маленькую дочку Горшкова, худенькую, с печальными глазами, он разглядел и ее лицо, и ее тряпичную заброшенную куклу, и ее больную мать, и ее отца и даже его старое истертое засаленное платье, — и страшная боль овладела им. Но как передать эту боль читателям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2