Сибирские огни, 1959, № 11
В самом деле, как представить геро ев книги, если автор не нарисовал их, а только едва наметил контуры? Вот несколько строк из рассказа Па устовского «Телеграмма»: «Тихон при шел на почту, пошептался с почтарем Ва силием, взял у него телеграфный бланк, повертел его и, долго вытирая рукавом усы, что-то писал на бланке корявыми буквами. Потом осторожно сложил бланк в шапку и поплелся к Катерине Ивановне». Я спросил одного из читателей, как он представил себе эту сцену, какие глаза у Тихона, какая у него шапка, старый или молодой был почтарь Василий, какая была почта, куда пришел Тихон. — Послушайте! — удивился мой со беседник, — да ведь об этом ничего не сказано. Откуда мне знать, какие у него глаза? Автор не написал. Он перелистал книгу и прочел вслух: «Сторож при пожарном сарае — Тихон, тощий, рыжий». — Вот и все, — сказал он. — Боль ше ничего не написано. Значит, я ниче го больше и не могу представить. И не нужно представлять. Но так рассуждать нельзя. Писатель видит своих героев с мельчайшими по дробностями, однако от него нельзя тре бовать, чтобы он изобразил эти подробно сти. Для того, чтобы описать все, что увидел Тихон на почте (двери, перегород ки, столы, чернильные пятна на них, поч таря Василия, его одежду и т. д.), пона добилось бы много страниц убористого текста. Увидеть героя — значит представить его со всеми подробностями. Нет подроб ностей — нет видения, нет героя. Это от носится в равной мере и к автору, и к читателю. Когда мы, наконец, увидим Тихона, то, очевидно, представим его одетым (хотя автор и не сказал, как он одет), и также очевидно, что в нашем воображении он появится не в какой-то одежде «вообще», но в одежде какого-то вполне определен ного покроя. Если мы вздумаем присмот реться к ней, то увидим, что и пуговицы на ней тоже не «пуговицы вообще», — они или черные костяные, или желтые латунные, или еще какие-нибудь. Разглядим руки Тихона и опять-таки увидим, что это не какие-то «средние ру ки», но черные, загрубелые, потрескав шиеся, или, скажем, худые, с тонкими прокуренными пальцами. Один читатель представит Тихона голубоглазым, с лох матыми рыжими бровями и сеткой крас ных жилок на лице, другому он увидится с сухим морщинистым лицом. Можно и так, и этак, и спорить здесь нечего. Прав будет и третий читатель, который как-то иначе увидит Тихона, его руки, одежду. Неправ будет только тот читатель, кото рый ничего не увидит. Писатель представляет своего героя с такими подробностями, как будто он и в самом деле подошел к нему и в упор раз глядывает его. Теперь перед ним встает задача передать это свое видение читате лям. Однако он не может прикрепить об раз к бумаге таким, как видит его, он мо жет назвать только одну-две самые ха рактерные черты этого образа. А читате лю уже и этого достаточно, чтобы воссоз дать этот образ на свой лад и обогатить его своими подробностями. Писатель дает лишь остов образа, общее направление, которого должен придерживаться чита тель. Таким заданным направлением яв ляются авторские указания: «тощий и рыжий», «дика, печальна, боязлива», «кудри черные до плеч» и т. д. Что же касается мельчайших подробностей, то они вовсе даже и не передаются. Если мы выстроим в ряд всех Тихонов, созданных воображением многочислен ных читателей, то, очевидно, все они бу дут разные. Одни будут в пальто, другие в полушубках, третьи в старых шинелях, четвертые в каких-то невозможных каца вейках, и лица у них будут разные, но только все эти Тихоны будут и тощими и рыжими: так сказал автор, и читатели послушались его. Во всем остальном их фантазии был дан полный простор. Но если читатель, оказывается, даже и не нуждается в подробностях, чтобы представить персонажей, о которых он читает, то, может быть, писателям и не зачем представлять себе своих героев и тем более с «мельчайшими подробностя ми»? Зачем разглядывать то, что невоз можно передать? Зачем это нужно, если читатели вынуждены находить какие-то другие, свои подробности? Может быть, прав был тот автор, кото рый стыдился изображать своих героев? Зачем раздумывать, какой Тихон? Поче му он обязательно должен быть тощим и рыжим? В начале этой работы мы цитировали выступления молодых писателей. Один из них задал вопрос: «Почему у меня ла борантка Нина высокая и с прямыми бе локурыми волосами, а ее подруга Ната ша маленькая, смуглая, с темными куд ряшками? Да просто для того, наверное, чтобы их не путал читатель. Можно бе локурый паричок и высокий рост пере дать Наташе, а темные локоны Нине? Можно, ничего от этого не изменится». В самом деле, не все ли равно, как вы глядит герой? Не все ли равно, какой Тихон? Однако автор изображает своего героя высоким или низеньким совсем не для того, чтобы читатель не спутал его с дру гими персонажами, но потому, что он его таким увидел. Голова у Ивана Никифоровича редь кой хвостом вверх совсем не для того, чтобы не спутали его с Иваном Ивано вичем, не для того, чтобы смешнее было, но потому, что он такой возник в вооб ражении Гоголя. «Я о себе прежде всего скажу, — писал Гончаров, — что я... увлекаюсь больше всего (как это заметил обо мне
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2