Сибирские огни, 1959, № 11
Мельчайшие подробности ...г'оман выносился весь до мельчайших сцен и подробностей... И. А . Гончаров. Все мы как-то мыслим образами, пло хо ли, хорошо ли, но представляем ге роев книги или рассказа, который со бираемся написать, и когда заходит речь о том, как мыслит образами настоящий писатель, решаем, что у него это делает ся примерно так же, как и у нас. Творчество возможно на самых различ ных ступенях образного видения. Расска зы с героями-невидимками можно напи сать, даже совершенно не представляя в картинах все то, о чем пишешь. Однако нас интересует творчество настоящего писателя. Как он видит своих героев? До статочно ли такой способности видеть, какая есть у нас, чтобы написать отлич ную книгу? А если эта наша способность требует дополнительного развития, то до какой степени следует ее развивать? Где находится верхний предел этой яркости мышления? Когда писатель утверждает, что видит своих героев с какой-то особой отчетли востью, как живых, иногда даже ярче, чем предметы окружающей действитель ности, то мы не совсем верим ему. Нам кажется, что тут не обходится без пре увеличения. Ведь на то он и мастер сло ва, чтобы уметь рассказать о самом обыкновенном необыкновенными сло вами. Мы полагаем, что если взять наши об разы, сделать их чуточку отчетливее, то они будут ничуть не хуже, чем у Фло бера, Толстого или любого другого писа теля, что этого уже и будет достаточно, чтобы написать роман. Однако все это не так. Образы настоя щего писателя не имеют ничего общего с этими нашими бледными картинами. Это явления совсем иного порядка. Они по трясающей яркости. Вероятно, что боль шинству людей за всю их жизнь не при ходилось видеть ни одного такого образа. Недаром А. Н. Толстой иногда ставил знак равенства между видеть и галлюци нировать. Когда возникает такой образ, то в него вглядываешься как в нечто почти ощутимое. Это не галлюцинация, но что-то такое же яркое, как галлюци нация. Обычный образ почти всегда лишен подробностей, а когда какое-нибудь лицо видится вот с такой яркостью, то на нем можно разглядеть не то что мельчайшие, но даже чуть ли не микроскопические подробности: и каждую морщину на ли це, блеск кожи, отдельные волоски, про жилки, просвечивающие в ушах, потер тые нитки на рукавах одежды и т. д. Лев Толстой видел своих героев с мельчайшими подробностями, однако где же эти подробности? Возвратимся к той же повести «Детство». Вот как изобра жаются ее персонажи: «Когда я стараюсь вспомнить матуш ку такою, какой она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, не много ниже того места, где вьются воло сики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука...». «Перед роялем сидела черномазая моя сестричка Любочка и розовенькими, только что вымытыми холодной водичкой пальчиками с заметным напряжением разыгрывала этюды Clementi. Ей было одиннадцать лет; она ходила в коротень ком холстинковом платьице, в беленьких обшитых кружевами панталончиках...». Присмотримся, как рисует портреты О. Генри. «Его рот напоминал щель в почтовом ящике». «Он носил бакенбар ды, похожие на маленькие бараньи кот летки». «Ему было лет двадцать пять, а на вид все сорок. Половину его лица скрывала курчавая рыжая борода, похо жая на коврик для вытирания ног, толь ко без надписи «Добро пожаловать». У него был болезненный, жалкий, заиски вающий вид». Ни одного из своих многочисленных героев О. Генри не изобразил не то что с мельчайшими подробностями, но даже с какими бы то ни было подробностями. Каждый из них изображен одним ударом кисти. Издали мы видим портрет, и это даже очень яркий портрет, но когда на чинаем приглядываться, то замечаем, что на холсте нет ничего, кроме одного-двух смелых мазков кистью. Но, может быть, в таком случае мы, читатели, были правы, что не предста вили ни Онегина, ни Ленского, ни Гам лета? Как можно требовать от нас. что бы мы увидели их, со всеми подробностя ми, присущими живому человеку, если они нарисованы «одним мазком»? Вообразите, что художник вздумал изобразить героев «Евгения Онегина», точно придерживаясь пушкинского тек ста, избегая вносить что-либо от себя. Вместо портрета Ленского он должен был бы нарисовать черные кудри да на том и остановиться. Еще труднее было бы нарисовать Онегина. Пушкин не ска зал, какое у него лицо. Татьяна Ларина? Но в поэме не дано ни одной ее зримой внешней черты. Д ик а , печальна , молчалива . К ак л ан ь лесн ая , боязлива И грать и прыгать не хотела , И часто целый день одна Сидела молча у окна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2