Сибирские огни, 1959, № 11
вопросы развития образного мышления должны быть наиболее глубоко разрабо таны прежде всего для писателей. Одна ко этого нет. Каждая линия, которую проводит художник, непременно должна что-то изображать, однако писать рас сказ или роман можно, ничего не Изоб ражая. Можно вить сеть слов и запол нять ею страницу за страницей, ничего не рисуя. Иной автор даже и не пытает ся увидеть своих героев, а между тем ему кажется, что и у него все обстоит на илучшим образом: вот слова, фразы, книга. Он полагает, что книги складыва ются из фраз, что если фразы будут хо рошо отточены и ладно пригнаны друг к другу, то главное дело уже будет сдела но. Он даже не замечает, что в ней нет зримых героев, нет пейзажа, нет ничего, 'что можно было бы разглядеть. Так как он прекрасно обходится без образов, то даже самый разговор о них кажется ему ’ненужным, надуманным. Посоветуйте ему работать над развитием своего об разного мышления, и он только снисхо дительно улыбнется. Однако для нас очевидно, что если бы, например, А. Н. Толстой не развил в се бе способность до галлюцинаций отчет ливо видеть своих персонажей, то никог да и не стал бы большим художником. Очевидно также, что если мы хотим стать писателями, то нам тоже необходи мо научиться ярко представлять любые картины, какие только понадобится пред ставить. Обратим внимание на логику советов, .которые были даны молодым художни кам. Первый совет— зарисовывать пред мет с натуры. В этом случае самое важ ное в том, что художник всмотрится в него. Если не всмотрится, то и запоми нать будет нечего. Рисование с натуры нужно не столько для развития техники рисования, сколько затем, чтобы вырабо тать в себе внимательный взгляд, уме ние разглядывать. Второй совет— вечером по памяти за рисовать все, что поразило наше вообра жение. Но почему вечером? Да потому, что в этом случае важен самый перерыв в работе. Запомнить— это значит вспом нить предмет через несколько минут, ча сов, дней. Нечего и говорить о развитии зрительной или какой угодно другой па мяти, если не будет этого промежутка во времени. Наконец, дается совет сличать рисун ки, сделанные по памяти, с набросками е натуры. Проверкой развивается точ ность памяти. Нам нужна не какая угод но память, но точная, чтобы в ней без больших искажений сохранялись карти ны действительности. А чтобы она была именно такая, нужны особые упражне ния, вот эта постоянная проверка. Начинающий писатель в своей трени ровке должен руководствоваться той же логикой, что и начинающие художники: ведь он развивает в себе те же способ ности. Начнем с простейшего упражнения. Посмотрите в окно или окиньте взглядом комнату, а затем опустите глаза и про верьте — запомнилось ли то, что увиде ли, встает ли в вашем воображении эта картина со всеми подробностями, в крас ках, в объеме, в движении, смогли бы вы зарисовать ее, если бы умели рисо вать? Вероятно, нет. В таком случае по вторите упражнение, всмотритесь еще внимательнее. Проделайте это несколько раз, добейтесь, чтобы картина, лежащая перед вами, отчетливо запомнилась. Через несколько дней вы с удивлени ем обнаруживаете, что она помнится с необыкновенной яркостью. Но так и дол жно быть. Ведь вы работали над ней, и труд не пропал даром. Такие упражне ния повторяйте на улице, в лесу, на ре ке, при встрече с людьми, и в вашей па мяти будут накопляться все новые и но вые «отпечатки действительности», в ты сячу раз более яркие, чем все то, что хранилось в ней прежде. Необходимо также, чтобы эти наблю дения вошли в привычку, как у А. Н. Толстого, чтобы появилась потребность беспрестанно вглядываться в окружаю щее. Наконец настанет момент, когда из этих картин, накопившихся в нашей па мяти мы сможем сложить новые, свои образы, отчетливые и ясные, как сама действительность. Однако это не единственное упражне ние, которым следует заняться. «Начинающим» рекомендуют вести за писные книжки. Работа над ними не сколько напоминает ту, которую выпол няет художник, когда рисует с натуры. Но это сравнение не в пользу писателя. Художник долго всматривается в пред мет, пока зарисует его, а пишущий на лету схватит новое выражение, наброса ет в нескольких словах какую-то карти ну и тут же постарается забыть о ней: ведь для того он и завел себе эту кни жечку, чтобы теперь не он, а она дер жала «в памяти» все, что ей прикажут удержать. Конечно, иногда необходимо немед ленно записать интересную фамилию, любопытное выступление, чтобы сохра нить их в точности, однако в большинст ве случаев гораздо полезнее заняться этими записями только к вечеру. К кон цу дня многое уже и позабудется, мно гое мы так и не сможем вспомнить, иной раз очень долго придется пошагать по комнате, пока наконец всплывет нужная подробность. Бояться этого не надо. Как раз в этих муках вспоминания и рож дается и развивается память. Работа над записными книжками по лезна, но совершенно недостаточна. Что же касается записей в этих книжках, то на них не следует возлагать больших на дежд. Некоторые товарищи в дополнение к своим записным книжкам ведут дневни ки. Дневник может быть очень энергии-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2