Сибирские огни, 1959, № 11

вопросы развития образного мышления должны быть наиболее глубоко разрабо­ таны прежде всего для писателей. Одна­ ко этого нет. Каждая линия, которую проводит художник, непременно должна что-то изображать, однако писать рас­ сказ или роман можно, ничего не Изоб­ ражая. Можно вить сеть слов и запол­ нять ею страницу за страницей, ничего не рисуя. Иной автор даже и не пытает­ ся увидеть своих героев, а между тем ему кажется, что и у него все обстоит на­ илучшим образом: вот слова, фразы, книга. Он полагает, что книги складыва­ ются из фраз, что если фразы будут хо­ рошо отточены и ладно пригнаны друг к другу, то главное дело уже будет сдела­ но. Он даже не замечает, что в ней нет зримых героев, нет пейзажа, нет ничего, 'что можно было бы разглядеть. Так как он прекрасно обходится без образов, то даже самый разговор о них кажется ему ’ненужным, надуманным. Посоветуйте ему работать над развитием своего об­ разного мышления, и он только снисхо­ дительно улыбнется. Однако для нас очевидно, что если бы, например, А. Н. Толстой не развил в се­ бе способность до галлюцинаций отчет­ ливо видеть своих персонажей, то никог­ да и не стал бы большим художником. Очевидно также, что если мы хотим стать писателями, то нам тоже необходи­ мо научиться ярко представлять любые картины, какие только понадобится пред­ ставить. Обратим внимание на логику советов, .которые были даны молодым художни­ кам. Первый совет— зарисовывать пред­ мет с натуры. В этом случае самое важ­ ное в том, что художник всмотрится в него. Если не всмотрится, то и запоми­ нать будет нечего. Рисование с натуры нужно не столько для развития техники рисования, сколько затем, чтобы вырабо­ тать в себе внимательный взгляд, уме­ ние разглядывать. Второй совет— вечером по памяти за­ рисовать все, что поразило наше вообра­ жение. Но почему вечером? Да потому, что в этом случае важен самый перерыв в работе. Запомнить— это значит вспом­ нить предмет через несколько минут, ча­ сов, дней. Нечего и говорить о развитии зрительной или какой угодно другой па­ мяти, если не будет этого промежутка во времени. Наконец, дается совет сличать рисун­ ки, сделанные по памяти, с набросками е натуры. Проверкой развивается точ­ ность памяти. Нам нужна не какая угод­ но память, но точная, чтобы в ней без больших искажений сохранялись карти­ ны действительности. А чтобы она была именно такая, нужны особые упражне­ ния, вот эта постоянная проверка. Начинающий писатель в своей трени­ ровке должен руководствоваться той же логикой, что и начинающие художники: ведь он развивает в себе те же способ­ ности. Начнем с простейшего упражнения. Посмотрите в окно или окиньте взглядом комнату, а затем опустите глаза и про­ верьте — запомнилось ли то, что увиде­ ли, встает ли в вашем воображении эта картина со всеми подробностями, в крас­ ках, в объеме, в движении, смогли бы вы зарисовать ее, если бы умели рисо­ вать? Вероятно, нет. В таком случае по­ вторите упражнение, всмотритесь еще внимательнее. Проделайте это несколько раз, добейтесь, чтобы картина, лежащая перед вами, отчетливо запомнилась. Через несколько дней вы с удивлени­ ем обнаруживаете, что она помнится с необыкновенной яркостью. Но так и дол­ жно быть. Ведь вы работали над ней, и труд не пропал даром. Такие упражне­ ния повторяйте на улице, в лесу, на ре­ ке, при встрече с людьми, и в вашей па­ мяти будут накопляться все новые и но­ вые «отпечатки действительности», в ты­ сячу раз более яркие, чем все то, что хранилось в ней прежде. Необходимо также, чтобы эти наблю­ дения вошли в привычку, как у А. Н. Толстого, чтобы появилась потребность беспрестанно вглядываться в окружаю­ щее. Наконец настанет момент, когда из этих картин, накопившихся в нашей па­ мяти мы сможем сложить новые, свои образы, отчетливые и ясные, как сама действительность. Однако это не единственное упражне­ ние, которым следует заняться. «Начинающим» рекомендуют вести за­ писные книжки. Работа над ними не­ сколько напоминает ту, которую выпол­ няет художник, когда рисует с натуры. Но это сравнение не в пользу писателя. Художник долго всматривается в пред­ мет, пока зарисует его, а пишущий на лету схватит новое выражение, наброса­ ет в нескольких словах какую-то карти­ ну и тут же постарается забыть о ней: ведь для того он и завел себе эту кни­ жечку, чтобы теперь не он, а она дер­ жала «в памяти» все, что ей прикажут удержать. Конечно, иногда необходимо немед­ ленно записать интересную фамилию, любопытное выступление, чтобы сохра­ нить их в точности, однако в большинст­ ве случаев гораздо полезнее заняться этими записями только к вечеру. К кон­ цу дня многое уже и позабудется, мно­ гое мы так и не сможем вспомнить, иной раз очень долго придется пошагать по комнате, пока наконец всплывет нужная подробность. Бояться этого не надо. Как раз в этих муках вспоминания и рож­ дается и развивается память. Работа над записными книжками по­ лезна, но совершенно недостаточна. Что же касается записей в этих книжках, то на них не следует возлагать больших на­ дежд. Некоторые товарищи в дополнение к своим записным книжкам ведут дневни­ ки. Дневник может быть очень энергии-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2