Сибирские огни, 1959, № 11
В. М и х а й л о в МЫШЛЕНИЕ В ОБРАЗАХ Заметки о писательском труде Развитие образпого мышлении ...В молодости я не был наблюдательным, во всяком случае — ниже обычного. Боролся с этим недостатком, заставлял себя наблюдать всегда — самого себя, людей, природу. Затем это вошло в привычку. А. Н. Толстой. Способность мыслить образами необ ходима для всякого творческого дела. Поэтому начинающим шахматистам, на пример, или художникам прежде всего подсказывают, как научиться видеть, во ображать, представлять. Человек, лишенный способности мыс лить образами, не умеющий ярко пред ставить в своем сознании шахматную доску, фигуры на ней и различные ком бинации, очевидно, никогда не сможет не только хорошо играть в шахматы, но да же разбираться в шахматных диаграм мах и партиях мастеров. Шахматисту недостаточно одной только способности мыслить логически, рассуждать, рассчи тывать. Если в его сознании не будет «шахматных образов», если он не может представить шахматные фигурки, распо ложенные на доске в любых комбинаци ях, то нечего будет ему рассчитывать, некуда будет направить свою способ ность рассуждать логически. Левенфиш в «Книге начинающего шахматиста» дает ряд упражнений на развитие шахматного образного мышле ния. Прежде всего нужно научиться представлять шахматную доску. Нужно уметь, не глядя на нее (вернее, глядя на нее в воображении), назвать на ней лю бую клетку. Для того, чтобы обучиться этому, утверждает Левенфиш, требуется от двух до восьми часов. Затем необходимо выучиться отчетли во представлять (опять-таки не глядя на доску) все возможные ходы любой фигу ры, чтобы можно было (взглянув на дос ку в сознании) быстро решить, сколько, например, понадобится ходов коню, стоя щему на еЗ, чтобы пройти на а8. Пос- П родолжение . Н ачало см. «Сибирские огни» № 10 . ле этого следуют упражнения на разви тие комбинационного шахматного мыш ления. Самое замечательное во всем этом, по жалуй, то, что шахматисты говорят о развитии способности представлять, ви деть, как о чем-то само собой разумею щемся. Точно так же и художники все чаще и чаще начинают рассматривать вопрос не о том, нужно ли учиться мыслить обра зами, но о том, как научиться мыслить ими. М. Храпковский в своей хорошей кни ге «Письма начинающему художнику» пишет: «Как это ни странно, но огром ное большинство людей не умеет ви деть». И он дает такие советы: «Худож ник только тогда может хорошо запом нить предмет, когда он хоть раз нарису ет его с натуры, а потому, рисуя по па мяти, старайтесь по возможности прове рять свою работу набросками, сделанны ми с натуры... Художник должен выра ботать в себе привычку глядеть на все пытливым взором наблюдателя, замеча ющего каждую мелочь, каждую харак терную подробность... Вспоминайте и рисуйте лица, фигуры людей, виденных вами в течение дня, обстановку комнат, в которых вы были, улицы, по которым вы сегодня ходили... Ловите самое мимо летное впечатление...» И художники всю жизнь ловят впе чатления. Многие из них с необыкновен ным вниманием разглядывают и людей, и пейзаж, и все, что им встретится, а по вечерам вспоминают это и рисуют по па мяти. У Репина накопилось несколько шкафов, заполненных альбомами с таки ми рисунками. Писатель всю жизнь имеет дело с обг разами. У него их больше, чем у любого художника. Поэтому казалось бы, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2