Сибирские огни, 1959, № 11

В. М и х а й л о в МЫШЛЕНИЕ В ОБРАЗАХ Заметки о писательском труде Развитие образпого мышлении ...В молодости я не был наблюдательным, во всяком случае — ниже обычного. Боролся с этим недостатком, заставлял себя наблюдать всегда — самого себя, людей, природу. Затем это вошло в привычку. А. Н. Толстой. Способность мыслить образами необ­ ходима для всякого творческого дела. Поэтому начинающим шахматистам, на­ пример, или художникам прежде всего подсказывают, как научиться видеть, во­ ображать, представлять. Человек, лишенный способности мыс­ лить образами, не умеющий ярко пред­ ставить в своем сознании шахматную доску, фигуры на ней и различные ком­ бинации, очевидно, никогда не сможет не только хорошо играть в шахматы, но да­ же разбираться в шахматных диаграм­ мах и партиях мастеров. Шахматисту недостаточно одной только способности мыслить логически, рассуждать, рассчи­ тывать. Если в его сознании не будет «шахматных образов», если он не может представить шахматные фигурки, распо­ ложенные на доске в любых комбинаци­ ях, то нечего будет ему рассчитывать, некуда будет направить свою способ­ ность рассуждать логически. Левенфиш в «Книге начинающего шахматиста» дает ряд упражнений на развитие шахматного образного мышле­ ния. Прежде всего нужно научиться представлять шахматную доску. Нужно уметь, не глядя на нее (вернее, глядя на нее в воображении), назвать на ней лю­ бую клетку. Для того, чтобы обучиться этому, утверждает Левенфиш, требуется от двух до восьми часов. Затем необходимо выучиться отчетли­ во представлять (опять-таки не глядя на доску) все возможные ходы любой фигу­ ры, чтобы можно было (взглянув на дос­ ку в сознании) быстро решить, сколько, например, понадобится ходов коню, стоя­ щему на еЗ, чтобы пройти на а8. Пос- П родолжение . Н ачало см. «Сибирские огни» № 10 . ле этого следуют упражнения на разви­ тие комбинационного шахматного мыш­ ления. Самое замечательное во всем этом, по­ жалуй, то, что шахматисты говорят о развитии способности представлять, ви­ деть, как о чем-то само собой разумею­ щемся. Точно так же и художники все чаще и чаще начинают рассматривать вопрос не о том, нужно ли учиться мыслить обра­ зами, но о том, как научиться мыслить ими. М. Храпковский в своей хорошей кни­ ге «Письма начинающему художнику» пишет: «Как это ни странно, но огром­ ное большинство людей не умеет ви­ деть». И он дает такие советы: «Худож­ ник только тогда может хорошо запом­ нить предмет, когда он хоть раз нарису­ ет его с натуры, а потому, рисуя по па­ мяти, старайтесь по возможности прове­ рять свою работу набросками, сделанны­ ми с натуры... Художник должен выра­ ботать в себе привычку глядеть на все пытливым взором наблюдателя, замеча­ ющего каждую мелочь, каждую харак­ терную подробность... Вспоминайте и рисуйте лица, фигуры людей, виденных вами в течение дня, обстановку комнат, в которых вы были, улицы, по которым вы сегодня ходили... Ловите самое мимо­ летное впечатление...» И художники всю жизнь ловят впе­ чатления. Многие из них с необыкновен­ ным вниманием разглядывают и людей, и пейзаж, и все, что им встретится, а по вечерам вспоминают это и рисуют по па­ мяти. У Репина накопилось несколько шкафов, заполненных альбомами с таки­ ми рисунками. Писатель всю жизнь имеет дело с обг разами. У него их больше, чем у любого художника. Поэтому казалось бы, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2