Сибирские огни, 1959, № 11
ва и презрения к общим интересам дол жны беспощадно обличаться. Это бес спорно. Однако в романе JI. Огневского Стрельцов не выглядит как обличаемый. Нельзя забывать, что обличение тогда становится могущественной и всепобеж дающей силой, если мы видим, кто ведет это обличение, что им защищается от зла и нечисти пережитков капиталисти ческого прошлого. В жизни это не прохо дит без конфликта, без острого и неиз бежного в нашей действительности столкновения нового, передового со ста рым, отживающим,, но не отступающим без борьбы. Между тем в романе «Белый хлеб» нет человека — выразителя наших ком мунистических идей и морали, человека, который бы своими думами и делами не только активно противостоял бы Стрель цову, но и убежденно, терпеливо, со всей партийной последовательностью и настойчивостью помогал бы ему осво бождаться от чуждых взглядов. Верно, в романе есть инженер — дядя Саша, умный человек, понимающий, что только труд может исцелить Стрельцова от язвы собственничества, эгоизма и про тивопоставления себя всем другим лю дям. Но, к сожалению, Л. Огневский очень скупо познакомил читателя с этим человеком. Дядя Саша вербует Стрельцова на стройку гидростанции. Здесь Стрельцов начинает трудиться, становится бригади ром монтажников, а затем водителем большого самосвала. Он, наконец, при знает, что завел себя и жену Анку «по глупости и безрассудству в тупик». Но не мало ли этого признания Стрельцо вым только своей глупости и безрассуд ства? Его «философия», которую так об наженно изложил Л. Огневский, не по жалев для этого острых слов и броских выражений, остается не разоблаченной, не развенчанной. Стрельцову с его стремлением ‘урвать в жизни кусок да побольше от сладкого пирога, пожить на белом хлебе, якобы являющимся только привилегией города, никто в романе не противопоставлен, никто ни словом, ни делом не опровергает его. Между тем Стрельцов решает вернуться в деревню. С каким же пониманием колхозной жиз ни и своего места в ней он туда возвра щается? Это остается не ясным. Либо он в какой-то мере еще тащит с собою груз старых представлений о деревне, о ее положении, либо он освободился от них и войдет в колхоз как деятельный борец за его подъем. А ведь в этом вся суть произведения, если темой для него автор хотел взять выпрямление и ста новление человека в условиях нашей со циалистической современности и выход его к настоящему, большому делу в жизни. При^ обсуждении рукописи романа «Белый хлеб» на Всесибирском совеща нии — семинаре писателей в 1957 году Л. Огневскому указывалось на серьез ные недостатки его произведения — на несоответствие многих мест в романе правде жизни. Л. Огневский после этого работал над романом. Но тенденция пи сателя — сосредоточиться в большей степени на отрицательном — главенству ет в романе, и она привела его к идейно творческим просчетам. Это прежде всего выразилось в том, что в романе нет под линного героя нашей эпохи — тружени ка и борца, с его богатыми духовными качествами, а без такого героя нет и не может быть в произведении самого глав ного — пафоса утверждения социалисти ческой действительности. Основоположник советской литерату ры и социалистического реализма А. М. Горький, обращаясь к советским писате лям, указывал как на основную их зада чу: «изучать, оформлять, изображать и тем самым утверждать новую действи тельность. У молодых писателей есть что сказать о новых радостях жизни, о раз нообразном цветении творческих сил в стране. Они должны искать вдохновения и материалов в широком и бурном пото ке труда, создающего новые формы жизни». Быть ближе к жизни, изучать ее, оце нивать ее явления с единственно верных позиций — позиций партийности, обоб щать в образах положительных героев лучшие черты и качества советских лю дей, противопоставлять их отрицательным образам, показывать борьбу нового со старым и неизбежную победу нового — к этому призывает советских писателей Коммунистическая партия. Для JI. Огневского, писателя способ ного, забота о повышении своего уровня понимания явлений жизни и о литера турном мастерстве — первостепенная за дача, о чем свидетельствуют недостатки его романа «Белый хлеб».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2