Сибирские огни, 1959, № 11
трудовой жизни. Он с наглой откровен ностью заявляет: «Хочу вкусить от бело го каравая, от сладкого пирога. Потом... нам с Анкой вообще больше нравится городская жизнь: чище, культурней, кра сивее». Автор говорит о герое романа, что ему «с детства въелось в сознание, что по городам не в пример деревне лег кая и красивая жизнь». Детства Стрель цова мы не знаем, но нам известно, что он храбро воевал, прослужил в Совет ской Армии семь лет, но это, видимо, никак не повлияло на его мировоззре ние. «Устроиться», «добыть» — вот его устремления, а вот и его жизненная фи лософия. «Пообещали квартиру с удоб ствами — бейся за нее, добывай, тебе нужен покой после долгого беспокойства: есть в горторготделе ордера на костюм ную ткань — иди, требуй на два сразу, мужской и женский; есть возможность брать продукты без карточек — бери, ты кровью за все заплатил...». Как отвратительна эта спекуляция но воявленного Растиньяка пролитой им на фронте кровью! Казалось бы, что Стрельцов с его «философией» неизбежно должен прийти к резкому конфликту с советскими людь ми, живущими иной моралью, основан ной на коллективизме, на общественных и государственных интересах. Но вдруг он сам, как говорится, в одно прекрас ное утро, сидя в своем кабинете в «Мя- сомолсбыте», решает выступить на пар тийном собрании с разоблачением воров ских проделок, в которых был сам заме шан. Все это звучит очень фальшиво, но все же с собрания и из конторы «Мясо- молсбыта» Стрельцов уходит в ореоле правдолюбия и честности при сочувствии со стороны представительницы горкома партии, не имевшей возможности разоб раться в подлинной сути Стрельцова. Затем Алексей Стрельцов долгое вре мя служит шофером у начальника об ластного управления сельским хозяйст вом Маклакова, ездит с ним по районам и чувствует, что «ничем не помогает ни деревне, ни городу». Шофером в раз ных учреждениях Стрельцов проработал более трех лет — «неизменно Алексей торопился и торопился не только куда-то и кого-то отвезти, но и провести день, дожить до зарплаты, до отпуска, да еще чего-то такого, когда почувствует себя необыкновенно счастливым». Наконец Стрельцов поступает на за вод. Может быть, здесь он встанет на верный путь созидательного труда, осво бодится от пут своей «философии»? Нет, его увлекает новая мысль — построить собственный дом на задворках усадьбы бывшего кулака Фрола Юлина. Строит он дом с «помощью» бригадира Лабут- кина. посоветовавшего Алексею увезти с заводского двора кирпич и цемент на стройку дома. Лабуткин, уже отбывав ший наказание в тюрьме, откровенно рас суждает: «Государство не обеднеет». Он приписывает рабочим выработку, завы шает расценки, поясняя, что этим «до ходы перераспределяет» между теми, кто воровским путем в какой-либо торговой системе получает три тысячи, и рабочим, вырабатывающим намного меньше. «Во ровская, если не бандитская филосо фия»,— думает Стрельцов, но от помо щи Лабуткина не отказывается, а, узнав, что бригадир сам себе ничего не берет, а для других «последней рубашки не по жалеет»,— за счет государства,— доба вим мы, становится его другом: «Какой же из него жулик, тем более враг-расхи титель?» Рядом со Стрельцовым работают сле сарь Васильев и электросварщик Миша Волков. Это — простые, честные совет ские рабочие, не считающиеся со време нем и с затратой своего труда, чтобы вы полнить порученное им дело. Что же о них думает Стрельцов? А вот что: «Алексею почему-то казалось, что люди эти только тем и живут, что выколачива ют рубли, только к тому и стремятся, чтобы рублей было больше, вот подвер нулся случай, можно удвоить получку, стараются, готовы не курить и не есть. И он сам не без этой слабинки». Эта «слабинка», как мы видим, очень силь на в Стрельцове, это его жизненный фундамент. Но он хочет эту «слабинку» видеть для своего оправдания и у тех, кому она совершенно чужда. Ржавчина собственнической, приобре тательской философии, философии урвать себе побольше от «общественно го пирога», «устроиться», «добыть», как мы видим, не исчезает, не уменьшается у Стрельцова и на заводе. И строить свой дом он бросает не потому, что из менились его взгляды, а только в силу того, что он и Анка испугались, узнав, что «добрый старичок» Фрол Юлин — скрывшийся убийца первого председате ля тарбеевского колхоза. Стрельцов — коммунист, но Л. Огнев- ский как-то выключил его из партийного коллектива, из-под партийного влияния. Это ничем не оправдано и выглядит как некий авторский произвол. Ведь немало поводов давал Стрельцов, чтобы им за интересовалась партийная организация завода или гидростроя, куда он впослед ствии перешел на работу. И это не фор мальное требование — показать парт организацию или парторга. Нет, здесь мы имеем особый, важный, случай. Ведь перед нами основной герой произведе ния—коммунист Стрельцов, но с гнилой философией, с чуждыми взглядами, не однократно совершавший проступки, ко леблющийся, плохо разбирающийся в людях и, главное, в самом себе. Кто же осудит его и кто вовремя подаст ему ру ку помощи, как не парторганизация, как не люди нашей партии — люди ясного мировоззрения, большого ума и великого дела на земле? Такие люди, как Стрельцов и ему по добные, с их духовным убожеством и чуждой нам «философией» стяжательст
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2