Сибирские огни, 1959, № 11
Поясняет, что нет человеку выгоды оста ваться в колхозе, Не могут его увлечь материальной заинтересованностью. По лучается вроде правильно. А кто вино ват? Миронов, ни минуты не задумыва- йсь, отвечает: «Просчет получается и в верхах». В чем просчет, что это за «вер хи» — все это не ясно, а слово, а обви нение брошено... Недаром жена Федора Валентина, женщина разумная, дея тельная, но которой по воле автора не суждено было широко проявить себя, так как она вскоре умерла, справедливо за мечает: «Ты говоришь, Федя, не своим языком». Не удалось Л. Огневскому правдиво и глубоко показать трудности, которые колхозная деревня переживала в после военное время и которые с такой яс ностью, прямотой были _ определены в постановлении сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Многое в романе смещено с своих мест, немало голословных заявле ний, нет должного проникновения в гущу народной жизни. Замах у Л. Огневского был большой и с критическим устремле нием, но критика его часто не подтвер ждается реальными явлениями жизни. Обращение писателя к прошлому эта пу в жизни колхозной деревни не только не возбраиимо, но может быть полезным, если в ярких образах и картинах запе чатлеть это прошлое, тем самым помочь читателю верно его понять и, главное, увидеть ценность достигнутого в настоя щем и ясность перспективы будущего. Роман «Белый хлеб» не выполняет этой задачи. В этом особенно убежда ешься, когда обращаешься к главному герою произведения. Центральной фи гурой романа Л. Огневского является Алексей Стрельцов, один из тех, кто, по словам Миронова, «косяком пошел» из деревни в город. Стрельцов — комму нист, демобилизованный гвардии лейте нант. Миронов очень рассчитывал на Стрельцова, как на надежного, полезно го человека, у которого «стосковались руки по колхозной работе». Однако на чем были основаны эти надежды — не известно. Ведь Стрельцов до войны в деревне не работал, учился, а по возвра щении из армии на глазах Миронова два с половиной месяца пьянствовал, ред кий день что-нибудь не «спрыскивал» или не «обмывал». — Я такой человек,— распалясь, го ворил он перед тем, как налить по оче редной рюмке,— если понравилось, то отдай, не отдашь, возьму силой. И вот Стрельцов, не изведав колхоз ной жизни, уезжает вместе с молодой женой, знатной дояркой Анной Дорони ной, в город. Здесь в первый же час пре бывания на квартире у земляка Фрола Юлина Стрельцов и раскрывает всю свою «жизненную философию»—кулац кую, волчью философию. «За то ЛенГка Стрельцов города заво евывал, кровь цролИвал, чтобы в избуш ке на курьих йбжках: ютиться...' И си деть, думаю, на копейках и граммах... ждать, пока появятся килограммы? Едем, говорю Анке, из деревни в город, с черного хлеба на белый». И наговорил, наклеветал, к радости бывшего кулака Юлина, на колхоз, что будто в Тарбееве действительно люди с голода пухнут, умирают от непосильной работы. Простоватую Анку от его слов даже оторопь взяла, тем более, что они разло жили на столе свои далеко не скудные припасы: вареные яйца, свиное сало с ро зовыми прожилками, испеченные из пше ничной муки лепешки. Стрельцов «устраивается» в городе. С сомнительной, далекой от жизненной правды легкостью секретарь обкома пар тии по промышленности и торговле пред лагает ему ни много, ни мало пост замес тителя начальника областной конторы «Мясомолсбыт». С такой же легкостью Стрельцов получает хорошую кварти ру—в центре города, в горсоветовском доме. В «Мясомолсбыте» он без зазре ния совести занимается самоснабжени ем: «для героя войны не существовало преград!» Вообще он любил и умел до ставать — колбасы, ветчину, ордера на дефицитные вещи, билеты в кино, лако вые туфли для жены... «И вот перед ним открылся желанный мир, полный яркого солнца,— приподня то повествует Л. Огневский.— Больше ни преград, ни опасностей, он свободен распоряжаться собой...» Стрельцов, по сути дела никогда не знавший колхозной жизни и тем более действительных причин ее недостатков, делает такое обобщение: «Почему кося ками пошел в город народ? Не устраива ет деревенская жизнь. Потому, что к де ревне было и есть отношение плевое». Повторяем, добро бы человек испытал на себе это «плевое отношение», а то ведь прожил в колхозе всего два месяца и те пропьянствовал. Но тут его поддер живает молодая жена: «Работаешь с ут ра до позднего вечера зиму и лето, ни выходного тебе, ни отдыха, а наступил отчетный год, пришла получать зарабо танное — там и получать нечего, все за брано, съедено раньше, авансом». Если не считать приведенного выше суждения Анки Дорониной, то никакого показа через живых людей всей сложно сти и трудности положения в тарбеев- ском колхозе мы не видим. Ведь мы имеем дело с художественным произве дением, где идеи, выводы вытекают из самих картин жизни, из воспроизведения событий и столкновений характеров. Этого-то в романе и нет, если говорить об истинных мотивах ухода колхозников в город. Поэтому-то и остаются в памяти читателя огульные заявления и сужде ния Стрельцова, от которых сильно ра зит кулацким индивидуализмом и проти вопоставлением советского города кол хозной деревне. Стрельцов пришел в город не радй
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2