Сибирские огни, 1959, № 11
А. ВЫСОЦКИЙ Неверная позиция Новый роман Леонида Огневского «Белый хлеб» 1 посвящен жизни колхоз ной деревни 19 4 7— 1953 годов, то есть тому периоду, который предшествовал историческому постановлению сентябрь ского (1953 г.) Пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Со ветского Союза «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР». Это постановление и доклад Н. С. Хру щева на Пленуме ЦК КПСС — яркий пример научного марксистско-ленинского анализа положения колхозной деревни в послевоенный период. В этих партий ных документах с особой силой прояви лось уменье нашей партии глубоко про никнуть в сущность явлений жизни, сме ло вскрыть серьезные недостатки и не соответствия в руководстве развитием социалистического земледелия. Напомним наиболее существенные причины отставания сельского хозяйства в то время. Это — нарушение принципа материальной заинтересованности кол хозников в развитии производства, от сутствие правильного сочетания обще ственных и личных интересов колхозни ков, извращение местными органами установленного порядка исчисления обя зательных поставок колхозами продук тов государству, плохое использование техники и низкий уровень механизации, наконец, неудовлетворительное, без зна ния дела, руководство сельским хозяй ством со стороны известной части пар тийных и советских органов, а также низкая дисциплина труда во многих кол хозах, нерадивое отношение к общест венному добру со стороны отсталых кол хозников. Мы вправе ожидать, что JI. Огневский в своем романе отразит если не все, то главнейшие из этих причин отставания сельского хозяйства, сделает их основой 1 Ж урн ал «Ангара» , № 4, 1958 г., Ks 1, 1959 г., (Иркутск. острых конфликтов между людьми, по кажет тех колхозников, которые, не смотря на трудности и ошибки в руко водстве, все же не прекращали борьбы за хлеб, за колхоз, как за прочный фун дамент их жизненного благополучия. Жи вые, яркие образы передовых людей — новаторов, которые, как отмечал Н. С. Хрущев, были и в то трудное время в колхозах, их самоотверженный труд и борьба с носителями косности, шаблона и бюрократизма,— все это позволило бы писателю воссоздать правдивую картину жизни села, а главное,— показать те живые, творческие силы, которые в по следующем обеспечили крутой подъем всего колхозного хозяйства страны. Л. Огневский не пошел по этому, пря мо скажем, сложному и трудному, види мо, для него пути, а предпочел более легкий, сосредоточив почти все свое вни мание не на глубоком анализе положе ния дела в колхозе «Ленинский путь» в селе Тарбеево, не на причинах, порож давших трудности, а на их следствиях. «Видит человек, что плохо в колхозе, стремится туда, где лучше»,— объясня ет уход колхозников в город председа тель колхоза Миронов. Это естественно. «Если работа в общественном хозяйстве не дает колхознику должных доходов на трудодни, если к тому же его личные интересы в своем подсобном хозяйстве также ущемляются, то колхозник легко находит другое приложение своему тру ду — он уходит в город, на производст во» ,— говорил Н. С. Хрущев на сен тябрьском Пленуме ЦК КПСС. Однако ни состояния общественного хозяйства колхоза «Ленинский путь», ни ущемле ния интересов колхозников в личном хо зяйстве по роману Л. Огневского мы не видим так, как это должно быть в худо жественном произведении,— в судьбах людей, в их отношениях друг к другу, к производству. О колхозниках мы из ро мана узнаем весьма мало. Автор дает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2