Сибирские огни, 1959, № 11

приношения слуг и жен умершему хозяину стали заменять статуэтками. На од­ ной статуэтке музея изображена женщина с ребенком, на другой — чиновник. Формы их условно обобщены, но фигуры реалистичны и глубоко выразительны. К этому же времени относится выполненный из глины барельеф с изображением цветка орхидеи. Эти древнейшие произведения искусства — свидетельство высо­ кого мастерства. В Танскую эпоху (6 1 8— 907 Фоды) культура Китая достигла огромного рас­ цвета. В это время происходит совершенствование китайского искусства, особен­ но живописи и скульптуры. В экспозиции музея имеются бронзовое зеркало с: символическими изображениями и скульптурами всадника на верблюде (гипсовая копия). В ней выражено психологическое состояние человека, правдиво дана ха­ рактеристика животного. В Сунское время (960— 1279 годы) продолжается дальнейший расцвет изо­ бразительного искусства. Помимо развития живописи и архитектуры, происходит расцвет и скульптуры. В экспозиции представлена недавно приобретенная музе­ ем статуэтка богини Гуань-инь, выполненная из серого камня. Лицо ее выра­ жает блаженное спокойствие и одухотворенность. Изобретенный китайцами в III— 1Увеках фарфор в Сунскую, а за ней в последующую — Юаньскую эпоху (1 2 7 9— 1368) получил наибольшее развитие. Разнообразные изделия этого пери­ ода отличаются высокими художественными достоинствами: простыми и благо­ родными формами, хорошим качеством глазури мягких оттенков. Наиболее интересным из экспонатов является фарфоровая ваза на трех но­ жках, имеющая форму древнего жертвенного сосуда. Она расписана подглазур- ным кобальтом с изображением драконов и орнамента. Большой интерес пред­ ставляют фарфоровые стопки, колбообразные вазы, тарелки, блюда и статуэтка, изображающая божество — покровителя башмачников. Тормозом в дальнейшем развитии китайского искусства явилось вторжение в Китай в XIII веке монголов. В середине XIV века, после народного восстания, власть монголов была свергнута, образовалась новая китайская империя. В эпо­ ху Мин (1368 — 1644 годы) в искусстве наблюдается повторение традиций пред­ шествующих периодов. Значительное развитие получает прикладное искусство. В Минский период создаются замечательные изделия из резного камня, лака, эмали, художественные ткани, вышивки. Небывалого развития достигает произ­ водство изделий из фарфора. Роспись становится многоцветной. Некоторые изде­ лия из фарфора формуются с рельефными украшениями. К ним относятся вы­ ставленные в музее замечательные вазы большого формата, блюдо с росписью цветов орхидеи, тарелка с подглазурной кобальтовой росписью. Большую ценность представляет пекинская ваза XIV века голубой перего­ родчатой эмали. Ваза — строгая по форме, благородная по цвету, тонка и изящ­ на по отделке. Она представляет огромную ценность, как произведение народно­ го творчества, свидетельствующее о большом мастерстве китайских умельцев. Очень интересна серия бронзовых статуэток, изображающих диаосских «бес­ смертных героев». В Цинский период (1644— 1911 годы) Китай находится под властью ино­ земной маньчжурской династии. Национальное угнетение затормозило развитие страны. В это время в художественных произведениях продолжают господство­ вать традиции древнего классического искусства, но в то же время в них усили­ вается утонченность, подчеркнутая изысканность и изощренность форм. Наи­ большее значение приобретает прикладное искусство: фарфор, резьба по дереву и слоновой кости, вышивки. В экспозиции музея имеется относящееся к XVII веку полотно «Повышение в чин», созданное неизвестным художником. Эта многофигурная композиция на­ писана акварелью на бумаге и наклеена на холст. Здесь же показаны три группо­ вых портрета предков. Огромные портреты изображают в одноплановой трактов­ ке целую ветвь предков китайских мандаринов. Интересны три картины, выпол­ ненные художником Янь Данем в XVII веке. На них мы видим уже не строго официальные изображения «знати», а жанровые сцены: «Катание на лодке», «Ночной дозор», «Сидящие в фанзе». Керамика Цинского периода обильно расписывается изображениями цветов, птиц, животных, рыб, деревьев. Искусство этого времени представлено наиболее полно разнохарактерными предметами. Здесь имеется резьба по кости и камню, фарфор, изделия из бронзы, вышивки, художественные лаки, живопись и гра­ вюра. Очень выразительны большая коллекция деревянных скульптур, китай­ ские божества Шоу Син, Ли Те-гуай, Гуань-инь. В них умело использованы ма­ стерами естественные формы дерева с обработанными частями. Эти замечатель­ ные скульптуры вывезены из Китая известным сибирским ученым Н. М. Ядрин- цевым. Исключительную ценность представляют уникальные в своем роде гравюры, отражающие борьбу китайского народа с французской интервенцией в Тонкине в 1884 — 1885 годах. Коллекция этих гравюр насчитывает около 30 листов, она была привезена членом географического общества неутомимым исследователем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2