Сибирские огни, 1959, № 11
И С Н У С С Т В О i- - "• \ ' ' - ■ А. Д. Ф а т ь я н о в КИТАЙСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ИРКУТСКОМ ОБЛАСТНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ Среди художественных музеев и картинных галерей страны Иркутский ху дожественный музей — один из немногих, где имеется отдел китайского изобра зительного искусства, представленного довольно широко и разнообразно. Да это и понятно, ведь Иркутск— близкий сосед Китая. Связи с Китаем нц- 1чали устанавливаться более двух столетий назад. В XVIII веке в Иркутске находилась таможня. Здесь китайские и русские купцы обменивались товарами. Среди китайских товаров имелось много предме тов художественного творчества, которые приобретались жителями города, >а наиболее интересные попадали в музей. В XIX веке, когда в Иркутске был открыт отдел Русского географического общества, Китай стали часто посещать экспедиции. Участники их привозили в Восточно-Сибирский музей предметы быта и художественного творчества китай ского народа. Отдел китайского изобразительного искусства при Иркутском художествен ном музее открылся в 1936 году. Просуществовал он тогда всего один год. Цен нейшие творения китайского искусства вновь оказались в кладовых. Через 14 лет, отмечая первую годовщину Китайской Народной Республики, музей устроил выставку китайского изобразительного искусства. На ней было представлено свыше шестисот художественных произведений китайских мастеров. Правда, искусство современного Китая представлялось на выставке только не значительным количеством репродукций. Выставка вызвала значительный интерес. Ее охотно посещали рабочие и колхозники, школьники и студенты, ученые и деятели искусства. О ней писали не только в местной печати, но и почти во всех крупнейших столичных газетах и журналах. Успех выставки китайского искусства объясняется горячей симпати ей советских людей к китайскому народу. Известный китайский поэт и ученый Го Мо-жо в книге отзывов оставил за пись: «Все собранные здесь работы— работы народных мастеров и художников. Что касается того, что новых произведений маловато, то это легко можно пре одолеть. Новые отношения между великими народами стали и станут крепче, чем когда бы то ни было. Мы будем укреплять культурный обмен между вели кими народами, мы будем выбирать наилучшие произведения искусства, чтобы удовлетворить желания советских друзей». В конце 1951 года Иркутский художественный музей переехал в новое по мещение. Представилась возможность создать постоянно действующий отдел ки тайского изобразительного искусства. Такой отдел открылся к 4-й годовщине Ки тайской Народной Республики. Экспонаты расположены в двух залах музея: в первом покцзано искусство старого Китая, начиная с 1-го века до н. э. вплоть до образования Китайской На родной Республики, а во втором, с 1949 года, — искусство нового Китая. Несмотря на значительные проблемы, по экспозиции музея можно ознако миться с историей изобразительного искусства Китая с первых веков нашей эры до настоящего времени. Две небольшие статуэтки представляют период династии Хань (206 год до н э. — 220 год н. э.). Существовавшие ранее условно символические изобра жения в это время сменяются реалистическими изображениями, с большой не посредственностью отражающими действительность. В Ханьскую эпоху жертво-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2