Сибирские огни, 1959, № 11

В Сибири есть люди, которые недоб­ рожелательно относятся к этому потоку пассажиров. Это — сами железнодорож­ ники. «Самолетом теперь быстрее и ни­ сколько не дороже,— говорит деловито профессор доктор Коржавин, директор транспортно-энергетического институ­ та Сибирского отделения Академии наук СССР.— В будущем «Аэрофлот» уве­ личит пассажирские перевозки, и это позволит освободить железные дороги и перевозить больше грузов, чем до сих пор». Доктор Коржавин раскрывает перед нами картину будущего: «При освоении Сибири средства сооб­ щения, наряду с развитием сырьевых баз и источников энергии, будут играть решающую роль. Так как все без исклю­ чения сибирские реки текут в северном направлении, а большую часть грузов приходится перевозить в западно-вос­ точном, строительство железнодорожной сети становится одной из главных за­ дач». «Железнодорожное сообщение в Сиби­ ри выдерживает сейчас любое сравнение с Европой. Все пути многоколейны, большей частью электрифицированы»,— говорит он. * * * Так называемая транссибирская ма­ гистраль является лишь одной из мно­ гих линий в сети сообщения континен­ тальных размеров. Параллельно ей дав­ но уже строится Южно-Сибирская железнодорожная линия. Кроме то­ го, сооружается еще Средне-Сибир­ ская магистраль, которая проходит через недавно освоенные целинные области. Благодаря строительству новых желез­ ных дорог путь из Европы в Китай уже в ближайшее время сократится на ты­ сячу километров. Он станет еще короче, когда будет готова новая линия вдоль древней караванной «тропы шелков» че­ р е з Синьцзян. Наряду с железнодорожными линия­ ми со временем будет проложена и ав­ тострада, которая пройдет от Урала че­ рез степи, леса и плоскогорья до Тихого океана. Прибавим к этому еще воздуш­ ное сообщение, объем которого за по­ следние десять лет увеличился в два­ дцать раз. Можно с уверенностью предсказать: города Сибири станут весьма скоро уз ­ ловыми пунктами первого ранга не только потому, что с экономическим ос­ воением края центр тяжести промыш­ ленности Советского Союза перемещает­ ся на восток, не потому, что за Уралом быстро растет население, но и потому, что в век авиации Сибирь занимает чрезвычайно благоприятное положение в смысле сообщений по медиане будуще­ го, как называют Северный Ледовитый океан. Над океаном и сибирским про­ странством пролегают самые кратчай­ шие воздушные пути миоа, соединяю­ щие Америку с Индией, Англию с Ав­ стралией, Японию с Европой. Ф Ф Ф Товарищ в гостинице мельком взгля­ нул на карту, которую я купил в Ново­ сибирском книжном магазине: — Вам не найти во всем Советском Союзе карты Сибири, которая бы соот­ ветствовала действительности. — Как же так? — возразил я .— Ведь она напечатана в прошлом году! — А разве мало происходит у нас за двенадцать месяцев! Где новое Обское море, которое появилось у плотины на­ шей электростанции? Вы его не найдете на своей карте. А поезжайте отсюда на машине и через полчаса увидите море. Настоящее море: двадцать километров в ширину и двести в длину. А Ангарск есть на карте? — К сожалению, нет. — Вот видите. Каких-нибудь пять лет назад там, в тайге, лисицы говорили друг другу «спокойной ночи!», а сегодня 150000 человек живут в одном из совре­ меннейших городов Советского Союза. У меня есть друг, картограф по профес­ сии. Он несчастнейший человек, потому что каждую из его карт, идущую в пе­ чать, жизнь обгоняет. Инженеры и стро­ ители в Сибири работают быстрее кар­ тографов. Когда на следующий день мы отпра­ вились к Обскому морю, нас ждала там неожиданность. Неподалеку от берега, посреди чудесного соснового леса мы по­ пали на строительную площадку с почти готовыми высокими зданиями, асфаль­ тируемыми магистралями и жилым по­ селком. — Что здесь строится? — спраши­ ваю я. — Город науки,— отвечает рабочий- строитель, удивленный вопросом ино­ странца. Вы помните, дорогие читатели, что после XX съезда КПСС были осуществ­ лены мероприятия по реорганизации управления промышленностью Совет­ ского Союза. В рамках этих мероприя­ тий, в основе которых было требование — приблизить предприятия тяжелой промышленности к сырьевым базам, обеспечить экономическое развитие вос­ точных районов страны, находится со­ оружение этого научного городка. Ново­ сибирск должен в кратчайший срок стать центром научных исследований, подобного которому нет в мире. Деятельность этого огромного иссле­ довательского центра, осуществляемая под руководством выдающихся совет­ ских ученых, будет служить одной це­ ли— освоению Сибири и созданию в те­ чение нескольких десятилетий величай­ шей производительной базы мира. Я сижу напротив одного из тех, что.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2