Сибирские огни, 1959, № 11
таки еще не знают Берлина. Туристы всего мира в наши дни двадцать раз ме ряют из конца в конец московскую ули цу имени Горького и полагают, что они видели Москву.... Гюнтер Линде и я . ручаемся за то, что туристская поездка по Сибири инте реснее и увлекательнее, нем путешест вие в Париж, турне на Ривьеру, на Кав каз или в Крым по Черному морю. Журналисты — не туристы. Тем не менее я спросил у Вадима Данилова из газеты «Уральский рабочий»: — Что у вас в Свердловске самое интересное? Он ни на секунду не смутился. — Монмартра у нас нет, — засмеял ся Данилов. — Зато у нас есть вели кан. Хотите его посмотреть? Тогда по едем... * ' * * — Здесь уж е ‘кончается город? — спросил я, когда по обе стороны широ кой асфальтированной улицы стало за метно меньше современных многоэтаж ных светлых домов. Данилов 'снова засмеялся: — Нет, он здесь только начинается. Вы сейчас поймете, что я имею в виду. Знйете, когда Свердловск еще называл ся Екатеринбургом, а в Москве сидели цари, наш город был глухой провинцией. Ни о промышленности, ни об институ тах, техникумах, научно-исследователь ских учреждениях тогда не было и речи. Кого интересовало в ту пору в Москве, что происходит за Уралом!.. До Октябрь ской революции город насчитывал сто тысяч жителей. После революции он на чал расти, но довольно медленно, а с тридцатых годов, со времени первой пя тилетки, его развитие, как говорят, дви нулось семимильными шагами. Сейчас в Свердловске около 8 00 .000 жителей, и вы сами видите, что город продолжа ет расти. Строго говоря, собственно история нашего города начинается с того дня, когда первые лесорубы и строители добрались до... Но позвольте лучше рассказать о заводе «Уралмаш», — прервал рассказ об истории Сверд ловска Вадим Данилов. — Так назы вается наш великан. А вот и он... Мы подъехали к необозримой завод ской территории. * * * По обе стороны вдоль бетонированно го шоссе — заводские корпуса (цехи, как их здесь называют), из которых с шипением и овистом вырывается дыха ние великана. Вместе с заместителем главного инженера Малковым мы идем из цека в цех, записываем, фотографи руем, расспрашиваем людей, которые всякий раз окружают нас и тоже заго варивают до полусмерти. Конвейеры, электропечи, поточные линии во всех цехах... «Великан» обору дован самыми последними образцами современной техники. Шум и вздохи со провождают каждое его движение, но вот уже двадцать пять лет он находит ся в неизменном действии, не теряя ни минуты времени. Темп — его первый девиз. В кузнечном цехе, где, как в штабе целой армии, Тимофеев-Олейников со своей бригадой распоряжается механиче ским кузнечным молотом, у нас продол жается урок истории. Тимофеев-Олейников пришел на за вод в то время, когда великан «Урал маш» только появился на свет. Все, что он рассказал, является одновременно историей того, как человек стал велика ном. — Когда я начал здесь работать в 1931 году, жизнь была тяжелая, — Тимофеев-Олейников медленно выгова ривает слова, как бы снова вспоминая все детали того времени. — Большин ство из нас не имело никакой профес сии. Мы были простыми чернорабочи ми... Что же было дальше?.. Кузнец тяжело перевел дыхание. — Надо было строить завод. Я как сейчас помню решение партии о строи тельстве, наряду с Донбассом на юге, второй металлургической базы. Здесь, на Урале, и на востоке — в Кузбассе для этого были все условия. На Урале— лучшая руда в Советском Союзе, а в Кузнецком бассейне — лучший в мире уголь. Таким образом и должен был возникнуть Урало-Кузнецкий комбинат, как его сразу же назвали. По наличию рудных запасов, по возможным размерам сырья нужен был именно такой завод, как «Уралмаш». Так все мы, прибывшие из Москвы, с Украины, из Казахстана и других мест, стали лесорубами и строи телями. Здесь, где мы сейчас стоим, не было ничего, кроме тайги, ничего, кро ме леса. Когда началось строительство, иностранные газеты высмеивали нас, из девательски высмеивали. А когда всту пили в строй первые цехи, у них и смех пропал!.. Многие из нас решили остаться на заводе, овладеть профессией. Тогда сре ди специалистов было немало иностран цев, а нам нужны были собственные квалифицированные рабочие кадры. Сам я в 1938 году стал кузнецом. Это было нелегким делом: завод находился в про цессе стройки, техника оставляла же лать лучшего. По вечерам мне, кроме то го, приходилось потеть над книгами,так как я хотел стать мастером. Еще тяже лее пришлось в годы войны, когда мы работали по двенадцать часов, а то и больше, потому что не хватало машин, а на фронте нужны были наши танки... — А как в настоящее время?.. — Сегодня? — кузнец сделал широ кий жест рукой, охватывая все маши ны, краны, цехи. — Сегодня работает-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2