Сибирские огни, 1959, № 11
рекомендовал недавно своим читателям немедленно отвергнуть «старые пред ставления о Сибири». Он приходит к за служивающему внимания выводу: «С этим развитием надо считаться!». Будем надеяться, что этот ценный опыт не за чахнет на бесплодной каменистой почве западной «свободы печати». Сами же путешественники предпосла ли своим очеркам такие строки: «Мы ездили в сентябре, октябре и но ябре 1958 года по всей Сибири: от Ура ла до Амура на Дальнем Востоке. И когда после 25 .000 километров пути в поездах, автомашинах и самолетах мы приземлились, наконец, снова в Берли не, в нашем путевом дневнике была сделана следующая заключительная запись: «Сибирь перегонит в ближайшие двадцать лет все страны мира, включая Соединенные Штаты Америки». * * * Авторы поочередно писали свои ре портажи. Первый, третий, пятый и т. д. принадлежат перу Зигфрида Майогайе- ра; второй, четвертый, шестой — на писаны Гюнтером Линде. 1. Как ч е л о в е к с т ал в еликан ом «Вы собираетесь в Сибирь? — покачивая головой, спросил один мой знакомый за два дня до нашего отъез да. — Теперь, когда там все покрыто льдом и снегом?». Этот человек, которо го мы знаем как весьма прогрессивного, начитанного, Только подумав о том, что нас ожидает, поднял воротник пальто, хотя в Берлине светило сентябрьское солнце. Он долго и крепко тряс мою руку, словно прощался со мною на всегда. Он был далеко не единственным че ловеком, имеющим превратное пред ставление о Сибири. Нам советовали за хватить спиртовку, сочувственно жали руки, говорили, как мы будем кипятить чай в тайге, предостерегали, чтобы нас не съели медведи. Все эти напутствия накануне путешествия лучше всего характеризуют распространенное на За паде мнение, которое возникает еще сегодня при слове Сибирь у очень и очень многих. Но, честно говоря, было немало и таких, которые нам откровен но завидовали. * * * Когда в сентябре мы поднялись с Внуковского аэродрома, поле было оку тано густым туманом. Битый час мы с досадой смотрели во все глаза из круглых окон ТУ-104 на непроницаемую серую массу, окружавшую самолет. На конец, густая пелена облаков прорва лась, над нами распростерлось чистое- голубое небо, а чуть позже мы увидели под крылом Урал, «каменные ворота» на восток, как окрестили его казаки,, прошедшие отсюда на восток в 1581 году. С дружиной в триста человек и одной пушкой двинулся тогда казачий атаман Ермак Тимофеевич в Западную Сибирь, чтобы приумножить владения и богатст ва русских купцов Строгановых. Глава, фамилии, старый Аника Строганов, узнал через верных людей о сказочных сокро вищах Сибири и заручился заблаговре менно согласием царя на право овладеть- ими. Ермак-атаман после трехлетних сражений с Кучумом, потомком Чингис хана и повелителем Западной Сибири, продвинулся до столицы Кучумова хан ства Сибира, именем которого назвали весь этот край, и покорил его. Отпра вившись из Сибири во все концы по не объятным просторам края, казаки Ерма ка создавали повсюду на своем пути опорные пункты и поселения, пока, на конец, в середине XVII века не достигли Амура на Дальнем Востоке и берегов- Тихого океана. Так выглядит завоевание пространст ва Сибири, связанное с походами каза ков, пытавшихся создать здесь' могуще ственное в экономическом отношении государство. Такое предприятие, естест венно, не могло завершиться в XVII веке. ...Предаваясь этим историческим вос поминаниям, мы, между тем, выкинули за борт наши общепринятые представ ления о времени и расстоянии. Всего два часа назад мы были в Москве, а те перь находились уже над Свердловском, крупнейшим городом Урала. ТУ-104 легко преодолел 1800 километров, будто- совершил послеобеденную воскресную- прогулку, и, так сказать, подтвердил правильность поговорки «скорость — не диво». Время, во всяком случае, оказалось быстрее стремительного ТУ, так как между Свердловском и Москвой два ча са разницы. И, когда мы вышли из ма шины, над Свердловском и Уралом уж е сгущались вечерние сумерки. * * * Каждый большой город мира имеег- овою специфику, свои достопримеча тельности, которые осматривает каждый путешественник, чтобы -не прослыть невеждой и не заслужить дурную репу тацию верхогляда. Каждый приезжаю щий в Париж спешит на Монмартп. хотя Монмартр — это еще не весь Париж. Тот, кто попадает в Гамбург, прежде всего торопится осмотреть гавань, хотя гавань тоже еще не весь Гамбург. Го сти нашей республики целыми днями фотографируют Аллею Сталина и все-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2