Сибирские огни, 1959, № 11
Д. Л у б с а н о в , директор Бурятского комплексного института, кандидат философских наук В ДРУЖБЕ С РУССКИМИ УЧЕНЫМИ Буряты в течение многих столетий были отсталой народностью. Пока они формировались в нацию, у других наро дов сменилось несколько общественных формаций. Развитие бурят надолго за держал двойной гнет царизма и местной родовой знати. Жизнь их была темной и безрадостной. Жители соседних улусов веками не виделись друг с другом. Го лые степи, натуральное хозяйство, дым ная юрта — вот что характеризовало бурятский улус в прошлом. Только после Великой Октябрьской со циалистической революции буряты, как и другие народы России, вышли на ши рокую дорогу прогресса, впервые в сво ей многовековой истории расправили плечи и познали радость свободного тру да. Великие преобразования произошли и происходят на наших глазах в Совет ской социалистической Бурятии. Одним из самых главных завоеваний наших народов является их нерушимая, нерасторжимая дружба. Она проявляет ся в самых различных областях жизни бурят. В тесном содружестве с рус ским и другими народами работают бу рятские ученые. * * * О дружбе русских и бурятских ученых в дореволюционное время нельзя гово рить по той простой причине, что тогда в Забайкалье не было науки и научных уч реждений как таковых. Но это не озна чает. что в ходе естественно-историче ского процесса не готовились исподволь зачатки этой дружбы, связи между пере довыми представителями двух народов. Благотворные семена дружбы и про свещения были посеяны представителя ми первого поколения русских револю- ционеров-декабристов, отбывавших ссыл ку в Бурятии. Эти семена дали хорошие всходы, вызвали среди бурят любозна тельность, стремление к знаниям, к про свещению. Мы с благодарностью вспоми наем имена таких революционеров, как Михаил и Николай Бестужевы, Виль гельм и Михаил Кюхельбекеры. Андрей и Петр Борисовы. С этими передовыми в свое время людьми общались баргу- зинские, селенгинские, цолгинские и тун- кинские буряты. Развитию научной мысли в Бурятии не мало способствовали различные эк спедиции Российской Академии наук, по сетившие Сибирь еще во времена Пет ра I и Екатерины II. Ведя исследование в нашем крае, ученые так или иначе об щались с бурятским населением, интере совались его жизнью и бытом. Особый интерес представляют работы таких ученых, как Гмелин, Паллас, Миллер, Георги, Потанин, Щапов, Руднев, по природе, минералогии, истории, этно графии, быту, языку и хозяйственному укладу бурят. Под влиянием русских революцион ных демократов и прогрессивных ученых из среды бурятского народа выдвигают ся такие талантливые исследователи, как Д. Банзаров, Г. Гомбоев, Р. Номтоев, Ц. Онгодов, М. и Н. Болдоновы, М. Хангалов, М. Богданов, Ц. Жамцара- но, Г. Цибиков, Б. Барадин и другие. Примечательно отметить, что в период учебы и работы Д. Банзарова в Казани, в петербургских музеях Академии наук и в Сибирском отделе Географического общества его непосредственными настав никами и друзьями были такие видные ориенталисты того времени, как Савель ев, Григорьев, Бобровников. Известный бурятский энтограф и про светитель М. Н. Хангалов, изучая хозяй ство, быт, материальную культуру, юри дические обычаи, предания, легенды и шаманство бурят, всегда советовался с Академией наук, имел тесные связи с Ге ографическим обществом, с Русским му зеем в Петербурге, с Музеем этногра фии и антропологии, был ближайшим другом и сотрудником таких исследова телей Сибири, как Н. Н. Агапитов, Д. Д. Клеменц, Г. Н. Потанин. Однако эти дружеские связи и взаимо помощь, хотя и имели большое значе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2