Сибирские огни, 1959, № 11

коносаментам банк выплатит деньги, а по таймшиту определяется диспатч кото­ рый выдадут всем рабочим, принимавшим участие в погрузке. Но может случить­ ся, что таимшит покажет вовсе нежелательные результаты. В случае опоздания против обусловленного срока вместо награды получится одно огорчение. Про­ стои оплачивается вдвойне — 56 копеек за брутто регистровую тонну вместо zb . .. Но это случается довольно редко. Очень много пестрых флагов полощется по ветру в Игарской протоке... Но какой бы флаг ни развевался горделиво на корабельных мачтах, он покорно пой­ дет туда, куда его пошлет советский Экспортлес. Ромео и Джульетта Но вот на одном судне у крайнего причала ветер играет складками родного красного полотнища. Это — архангельский теплоход «Волга». Он тоже пришел сюда сквозь льды и туманы Карского моря. Капитан теплохода Георгий Иванович Малышев, высокий, плечистый' чело­ век, кажется суровым. Но это только до тех пор, пока Георгий Иванович не улыб­ нется. Недаром матросы говорят: «Улыбнулся, — все!» Значит, гроза миновала капитан не сердится. Но даже когда Георгий Иванович улыбается, он продолжает оставаться чрезвычайно трудным «объектом» для тех, кто желал бы услышать от капитана «морские рассказы», на которые так щедры моряки в литературе. С точки зрения капитана Малышева, все, что делается на корабле, «нор­ мально». Любые трудности «нормальны», любые успехи — тоже. К этой же «нормальной» категории относятся и айсберги, и штормы, и белые медведи Сло­ вом. трудовые, часто героические будни корабля, те дни, когда, по рассказам комэндц. Георгий Иванович сутками не покидает капитанского мостика, в его представлении никогда не выходят из границ нормы. Впрочем, эту точку зрения разделяет и команда «Волги», состоящая кстати сказать, в основном из «морских волков» в возрасте от 18 до 20 лет. Георгий Иванович не без основания называет их «пацанами». Души «пацанов» находятся в ведении первого помошника капитана. В этом им тоже повезло. Александр Васильевич Яковлев — настоящий политический руководитель, строгий, чуткий, добрый, непреклонный и принципиальный до пе­ дантизма. Скромный, когда речь идет о нем, он становится совершенно неприми­ римым, если замалчиваются какие бы то ни было заслуги экипажа. Влюбленный, — говорит о нем капитан Малышев, откровенно смеясь над своим замполитом и откровенно любуясь им Ромео! А Джульетта — вся комаьда, начиная от старшего механика и кончая камбузом. Только меня не лю­ бит. Говорит, кадры не ценю. — Но ведь для многих это первый рейс,— начинает горячиться замполит.— И вообще, скажи, пожалуйста, тебе когда-нибудь было восемнадцать лет? — Не помню. Наверное, было,— смеется Малышев. — Ты уже двенадцать лет капитан, а они еще мальчишки! — Послушать тебя, Александр Васильевич, так ты первый защитник этим мальчишкам. А кто больше взысканий им дает? Ты или я? — Конечно, я ,— спокойно отвечает замполит Но это именно потому, что я их люблю и воспитываю. И он их действительно воспитывает. ,,...а девушки — потом!“ Рейс выдался трудный. Шли из Архангельска в Игарку, через Югорский Шар. Трое суток стояли в проливе, забитом льдами, ждали ледоколов. Наконец, подошел «Капитан Мелехов», но не мог справиться один и вызвал на помощь «Ермака» — легендарного «старика», почитаемого всеми моряками. Они довели «Волгу» до острова Белого. А дальше «Волга» храбро пошла од­ на, уступив ледоколы каравану иностранных судов. Условия плавания были на редкость неблагоприятными. Попадались огром­ ные льдины, каждая из которых могла легко потопить судно. Чтобы избежать столкновения, приходилось беспрестанно менять ход — с «полного вперед» на «малый»и даже на «задний». Преодолев самостоятельно около 800 миль (1500 километров) ледового пути, «Волга» без повреждений пришла в Игарку. В этих условиях, когда командование спало по два-три часа в сутки, когда капитан целую неделю не покидал мостика, когда на каждом километре подстере­ гала смертельная опасность,— Александр Васильевич воспитывал молодых мат- 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2