Сибирские огни, 1959, № 11
Иностранцы могли бы явиться одновременно в оолынем количестве, чем в состо янии принять гавань. По СИФу же они приходят в строгом порядке, когда Ному указано, и становятся на места: одни — к причалам, другие — на рейд. Затем их места занимает следующая партия судов. Когда судно приходит, капитану порта известно, куда его ставить. Можно и заблаговременно подготовиться к погрузке, чтобы получить диспатч. Единствен ный иностранный элемент, участвующий в погрузке,— корабельная лебедка. Все остальное наше. подгоняя друг друга требовательными гудками, подбегают к самому борту корабля автолесовозы. Одно движение руки водителя, и1 стальные лапы разжи маются. Кипа досок остается на специальных подсанках. Еще мгновение, и об хваченный толстым стропом пакет уже плавно ползет вверх по стеллингу, чтобы, взвившись по воле винчмана1 над палубой, опуститься в нужную точку и по пасть прямо в умелые руки стивидоров, укладывающих груз в трюме. Это очень .важная работа. Грузят лес по строгому плану — корабль зайдет последовательно в несколько портов, чтобы в каждом из них оставить часть своего груза. А укладывать пакетами нельзя. Получается недостаточно плотно. И вот при раскладке досок надо учесть, где их будут разгружать, и ничего не перепутать, иначе придется платить штраф. Четкая, слаженная работа погрузочных бригад похожа на песню, начатую одним и подхваченную всем хором. Две соревнующиеся между собой бригады — Бычинского и Жамбы — гру зят шпалы на «норвежца». Счет идет на секунды. Ни одна не пропадает даром. Но это не конкуренция. Другие законы рождают пафос социалистического сорев нования. Обгоняющий помогает отстающему, отстающий, принимая дружескую помощь, стремится оправдать доверие и обогнать соперника, победа которого яв ляется и его победой. Необычайно красивую погрузку судов на причалах можно наблюдать у нас в Игарке, но только в ясные дни. Если пойдет дождь, погрузка немедленно пре кращается. Сырости боятся, конечно, не грузчики, а доски. Особенно те, которые пойдут в тропики. Экватор может сыграть с ними скверную штуку. Их золотисто сливочный цвет потемнеет. Они покроются синими пятнами, ценность их снизит ся , и лесокомбинату придется платить рекламации. Лишь в тех случаях,, когда груз идет в ближние северные страны, погрузка производится в любую погоду. Но это делается лишь с согласия покупателя и предусматривается особым пунктом в договоре. Очень много пестрых флагов полощется по ветру в Игарской протоке. Бело голубой флаг финского корабля «Ледзунд» пойдет, как и «Трансатланта», в Александрию. Норвежец «Каррьер» приходит в Игарку уже в пятый раз, а его капитан бывал здесь и раньше, когда плавал вторым штурманом на маленьком судне «Басра». В этом году он повезет лес во французские порты. Трюмы кораблей загружаются не только теми досками, которые выходят с заводов Игарского лесокомбината. Древесина приходит в Игарку также с Мак- лэковского завода, расположенного южнее, и перегружается на рейде непосред ственно с барж. Чтобы попасть на рейд, можно воспользоваться небольшим, но до крайности звонкоголосым буксиром «Правда Севера». Это — заслуженный работник, с по чтенным стажем. Он родился на одном из ленинградских заводов еще в 1931 году и отслужил восемь лет в Архангельске, прежде чем прийти сюда, где вот уже двадцать лет честно таскает грузы. В этом году у него появился сильный сопер ник — «Экспортер», который вдвое мощнее старика. Но «Правда Севера» не сда ет своих позиций и работает, не снижая темпов. 28 лет исполнилось старому буксиру. Ровно 28 лет живет в Игарке его капитан — старейший из игарских ка питанов — Георгий Иванович Евдокимов. Оба — капитан и буксир — не желают выходить на пенсию. Когда буксир подойдет к норвежке «Тролла», вы увидите, что лебедки «Троллы» перегружают доски с баржи в свой трюм совершенно так же. как это делается на причале, с той только разницей, что баржа и лесовоз находятся на ■одном уровне, и пакетам шпал не приходится карабкаться вверх по стеллингу, что бы занять свои места и отправиться в Англию — путь назначения «Троллы». Здесь же, на рейде, грузится и финское судно «Констанция». Его путь ле жит к солнечным берегам Греции. И повсюду — на причалах, на буксире, на баржах и палубах лесовозов — мелькает динамическая фигура вездесущего Окладникова, начальника экспортно го отдела. Без преувеличения, он появляется одновременно в рескольких местах. По окончании погрузки, когда уже подписаны коносаменты2, капитан и «мистер» Окладников спускаются в каюту, и капитан подписывает таймшит3. По 1 Машинист лебедки. 2 Документы о сдаче груза. 3 Счет времени.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2