Сибирские огни, 1959, № 11

Иностранцы могли бы явиться одновременно в оолынем количестве, чем в состо­ янии принять гавань. По СИФу же они приходят в строгом порядке, когда Ному указано, и становятся на места: одни — к причалам, другие — на рейд. Затем их места занимает следующая партия судов. Когда судно приходит, капитану порта известно, куда его ставить. Можно и заблаговременно подготовиться к погрузке, чтобы получить диспатч. Единствен­ ный иностранный элемент, участвующий в погрузке,— корабельная лебедка. Все остальное наше. подгоняя друг друга требовательными гудками, подбегают к самому борту корабля автолесовозы. Одно движение руки водителя, и1 стальные лапы разжи­ маются. Кипа досок остается на специальных подсанках. Еще мгновение, и об­ хваченный толстым стропом пакет уже плавно ползет вверх по стеллингу, чтобы, взвившись по воле винчмана1 над палубой, опуститься в нужную точку и по­ пасть прямо в умелые руки стивидоров, укладывающих груз в трюме. Это очень .важная работа. Грузят лес по строгому плану — корабль зайдет последовательно в несколько портов, чтобы в каждом из них оставить часть своего груза. А укладывать пакетами нельзя. Получается недостаточно плотно. И вот при раскладке досок надо учесть, где их будут разгружать, и ничего не перепутать, иначе придется платить штраф. Четкая, слаженная работа погрузочных бригад похожа на песню, начатую одним и подхваченную всем хором. Две соревнующиеся между собой бригады — Бычинского и Жамбы — гру­ зят шпалы на «норвежца». Счет идет на секунды. Ни одна не пропадает даром. Но это не конкуренция. Другие законы рождают пафос социалистического сорев­ нования. Обгоняющий помогает отстающему, отстающий, принимая дружескую помощь, стремится оправдать доверие и обогнать соперника, победа которого яв­ ляется и его победой. Необычайно красивую погрузку судов на причалах можно наблюдать у нас в Игарке, но только в ясные дни. Если пойдет дождь, погрузка немедленно пре­ кращается. Сырости боятся, конечно, не грузчики, а доски. Особенно те, которые пойдут в тропики. Экватор может сыграть с ними скверную штуку. Их золотисто­ сливочный цвет потемнеет. Они покроются синими пятнами, ценность их снизит­ ся , и лесокомбинату придется платить рекламации. Лишь в тех случаях,, когда груз идет в ближние северные страны, погрузка производится в любую погоду. Но это делается лишь с согласия покупателя и предусматривается особым пунктом в договоре. Очень много пестрых флагов полощется по ветру в Игарской протоке. Бело­ голубой флаг финского корабля «Ледзунд» пойдет, как и «Трансатланта», в Александрию. Норвежец «Каррьер» приходит в Игарку уже в пятый раз, а его капитан бывал здесь и раньше, когда плавал вторым штурманом на маленьком судне «Басра». В этом году он повезет лес во французские порты. Трюмы кораблей загружаются не только теми досками, которые выходят с заводов Игарского лесокомбината. Древесина приходит в Игарку также с Мак- лэковского завода, расположенного южнее, и перегружается на рейде непосред­ ственно с барж. Чтобы попасть на рейд, можно воспользоваться небольшим, но до крайности звонкоголосым буксиром «Правда Севера». Это — заслуженный работник, с по­ чтенным стажем. Он родился на одном из ленинградских заводов еще в 1931 году и отслужил восемь лет в Архангельске, прежде чем прийти сюда, где вот уже двадцать лет честно таскает грузы. В этом году у него появился сильный сопер­ ник — «Экспортер», который вдвое мощнее старика. Но «Правда Севера» не сда­ ет своих позиций и работает, не снижая темпов. 28 лет исполнилось старому буксиру. Ровно 28 лет живет в Игарке его капитан — старейший из игарских ка­ питанов — Георгий Иванович Евдокимов. Оба — капитан и буксир — не желают выходить на пенсию. Когда буксир подойдет к норвежке «Тролла», вы увидите, что лебедки «Троллы» перегружают доски с баржи в свой трюм совершенно так же. как это делается на причале, с той только разницей, что баржа и лесовоз находятся на ■одном уровне, и пакетам шпал не приходится карабкаться вверх по стеллингу, что­ бы занять свои места и отправиться в Англию — путь назначения «Троллы». Здесь же, на рейде, грузится и финское судно «Констанция». Его путь ле­ жит к солнечным берегам Греции. И повсюду — на причалах, на буксире, на баржах и палубах лесовозов — мелькает динамическая фигура вездесущего Окладникова, начальника экспортно­ го отдела. Без преувеличения, он появляется одновременно в рескольких местах. По окончании погрузки, когда уже подписаны коносаменты2, капитан и «мистер» Окладников спускаются в каюту, и капитан подписывает таймшит3. По 1 Машинист лебедки. 2 Документы о сдаче груза. 3 Счет времени.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2