Сибирские огни, 1959, № 11

но в борозде колхозные механики пыта­ ются возвращать двигатели в работоспо­ собное состояние. Сейчас налицо огромный разрыв меж­ д у современным техническим уровнем заводов, изготавливающих машины, и от­ сталыми методами ремонта. Причем этот недостаток свойствен не только колхозам с их зачастую примитивными мастерскими, но и РТС. Почти повсеме­ стно трудовые затраты на ремонте очень высокие. Иногда они в два-два с полови­ ной раза выше, чем при производстве новой машины. Как показывает анализ, происходит это потому, что очень многие работы все ещ е выполняются вручную. В большин­ стве РТС не организованы современ­ ные термические участки: нет агрегатов по закалке токами высокой частоты, пи­ рометрии, ванн, печей и т. д. Все это снижает качество ремонта, повышает его стоимость. Выход, с первого взгляда, прост — доукомплектовать ремонтно - техничес­ кие станции недостающим оборудовани­ ем. Но вся беда в том, что даже имею­ щиеся в РТС станки полностью не за­ гружаются. Слишком мал объем работы. А новое совершенное оборудование, ав­ томатизация экономически в ы г о д н ы только при полной и равномерной их загрузке в течение круглого года. Вот и получается: ремонт дорог и плох потому, что нет совершенного обо­ рудования. А оборудования нет потому, что устанавливать его невыгодно — мал объем работы. Нужна новая система технического об­ служивания и ремонтов машинно-трак­ торного парка. Заключается она вот в чем. В колхозах должны быть неболь­ шие мастерские, которые проводят не­ сложный ремонт сельхозмашин, техниче­ ский уход за тракторами и автомобиля­ ми. И только. Если же требуется более сложный ремонт, например в двигателе, машина отправляется в РТС. Однако и здесь работа организуется совсем не так, как до сих пор. Ремонт ведется агрегат­ ным способом. Неисправный двигатель снимается целиком и заменяется другим, взятым из обменного резервного фонда. Механизировать снятие и установку аг­ регатов не составит большого труда. А достаточно хорошо разработанная в на­ шей стране система допусков и посадок, взаимозаменяемость узлов и агрегатов облегчит слесарно-подгоночные работы, сведя их по сути дела лишь к ремонту посадочных мест и базовых поверхнос­ тей. Сложный же ремонт самих агрегатов надо сосредоточить на специализирован­ ных межрайонных заводах. Экономичес­ кие расчеты показывают, что такой за ­ вод должен иметь достаточную програм­ м у— не менее трех тысяч условных ре­ монтов в год (за единицу принят ремонт агрегатов тракторов ДТ-54). При та­ ком объеме обеспечивается ритмичная работа предприятия, создаются наилуч­ шие условия для механизации и автома­ тизации производственных процессов, укомплектования технологической линии всем необходимым современным обору­ дованием. На зональных заводах появляется ши­ рокая возможность восстанавливать из­ ношенные детали. Применяя вибродуго- вую наплавку, наварку специальными электродами, осталивание, размерное хромирование, удается полностью вос­ станавливать первоначальные размеры и износостойкость многих ответственных деталей. В печати иногда высказывается мысль, что использовать восстановлен­ ные детали нецелесообразно, что лучше и дешевле новые запасные части. В ка­ кой-то мере это справедливо сейчас, ког­ да детали восстанавливаются в мастер­ ских РТС, не имеющих специального оборудования. Если же организовать вос­ становление деталей в цехах при меж­ районных заводах или даже на специа­ лизированном предприятии, то такие д е ­ тали будут не хуж е и уж, конечно, д е ­ шевле новых. А, кроме того, страна сэко­ номит много металла, высвободятся про­ изводственные мощности на заводах, производящих новые детали. Проект завода по восстановлению д е ­ талей тракторов и автомобилей разрабо­ тан на факультете механизации Новоси­ бирского сельскохозяйственного инсти­ тута под руководством т. Згирского. Вот что показали расчеты. Если только в одной Новосибирской области и только в двигателях трех марок (КДМ-46, Д -54 и Д-36) использовать детали, которым да ­ на вторая жизнь на специализированном заводе, годовая экономия составит око­ ло семи миллионов рублей в год. ...Обо всем этом стоит подумать, ре­ шая вопросы повышения уровня меха­ низации в сельском хозяйстве. Мириться и дальше с березовыми треногами, по­ добными тем, которые возникали возле тракторов нынешней осенью, нельзя. * * * Хочется сказать еще об одной, на мой взгляд, очень важной проблеме — о под­ готовке инженеров-механизаторов. В Си­ бири несколько институтов, готовящих инженеров для сельского хозяйства: Ом­ ский, Новосибирский, Алтайский, Крас­ ноярский, Иркутский. Из их стен еж е ­ годно выходят сотни специалистов. И это радует. Но все ли они становятся подлинными организаторами производст­ ва, борцами за технический прогресс в сельском хозяйстве? К сожалению, нет. И повинны в этом не всегда они сами. Несколько лет назад молодой специа­ лист свои первые шаги в роли инженера делал в коллективе мастерских совхоза или МТС. Как правило, рядом с ним бы­ ли специалисты со стажем, коллектив, имеющий определенные традиции. При­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2