Сибирские огни, 1959, № 11
но в борозде колхозные механики пыта ются возвращать двигатели в работоспо собное состояние. Сейчас налицо огромный разрыв меж д у современным техническим уровнем заводов, изготавливающих машины, и от сталыми методами ремонта. Причем этот недостаток свойствен не только колхозам с их зачастую примитивными мастерскими, но и РТС. Почти повсеме стно трудовые затраты на ремонте очень высокие. Иногда они в два-два с полови ной раза выше, чем при производстве новой машины. Как показывает анализ, происходит это потому, что очень многие работы все ещ е выполняются вручную. В большин стве РТС не организованы современ ные термические участки: нет агрегатов по закалке токами высокой частоты, пи рометрии, ванн, печей и т. д. Все это снижает качество ремонта, повышает его стоимость. Выход, с первого взгляда, прост — доукомплектовать ремонтно - техничес кие станции недостающим оборудовани ем. Но вся беда в том, что даже имею щиеся в РТС станки полностью не за гружаются. Слишком мал объем работы. А новое совершенное оборудование, ав томатизация экономически в ы г о д н ы только при полной и равномерной их загрузке в течение круглого года. Вот и получается: ремонт дорог и плох потому, что нет совершенного обо рудования. А оборудования нет потому, что устанавливать его невыгодно — мал объем работы. Нужна новая система технического об служивания и ремонтов машинно-трак торного парка. Заключается она вот в чем. В колхозах должны быть неболь шие мастерские, которые проводят не сложный ремонт сельхозмашин, техниче ский уход за тракторами и автомобиля ми. И только. Если же требуется более сложный ремонт, например в двигателе, машина отправляется в РТС. Однако и здесь работа организуется совсем не так, как до сих пор. Ремонт ведется агрегат ным способом. Неисправный двигатель снимается целиком и заменяется другим, взятым из обменного резервного фонда. Механизировать снятие и установку аг регатов не составит большого труда. А достаточно хорошо разработанная в на шей стране система допусков и посадок, взаимозаменяемость узлов и агрегатов облегчит слесарно-подгоночные работы, сведя их по сути дела лишь к ремонту посадочных мест и базовых поверхнос тей. Сложный же ремонт самих агрегатов надо сосредоточить на специализирован ных межрайонных заводах. Экономичес кие расчеты показывают, что такой за вод должен иметь достаточную програм м у— не менее трех тысяч условных ре монтов в год (за единицу принят ремонт агрегатов тракторов ДТ-54). При та ком объеме обеспечивается ритмичная работа предприятия, создаются наилуч шие условия для механизации и автома тизации производственных процессов, укомплектования технологической линии всем необходимым современным обору дованием. На зональных заводах появляется ши рокая возможность восстанавливать из ношенные детали. Применяя вибродуго- вую наплавку, наварку специальными электродами, осталивание, размерное хромирование, удается полностью вос станавливать первоначальные размеры и износостойкость многих ответственных деталей. В печати иногда высказывается мысль, что использовать восстановлен ные детали нецелесообразно, что лучше и дешевле новые запасные части. В ка кой-то мере это справедливо сейчас, ког да детали восстанавливаются в мастер ских РТС, не имеющих специального оборудования. Если же организовать вос становление деталей в цехах при меж районных заводах или даже на специа лизированном предприятии, то такие д е тали будут не хуж е и уж, конечно, д е шевле новых. А, кроме того, страна сэко номит много металла, высвободятся про изводственные мощности на заводах, производящих новые детали. Проект завода по восстановлению д е талей тракторов и автомобилей разрабо тан на факультете механизации Новоси бирского сельскохозяйственного инсти тута под руководством т. Згирского. Вот что показали расчеты. Если только в одной Новосибирской области и только в двигателях трех марок (КДМ-46, Д -54 и Д-36) использовать детали, которым да на вторая жизнь на специализированном заводе, годовая экономия составит око ло семи миллионов рублей в год. ...Обо всем этом стоит подумать, ре шая вопросы повышения уровня меха низации в сельском хозяйстве. Мириться и дальше с березовыми треногами, по добными тем, которые возникали возле тракторов нынешней осенью, нельзя. * * * Хочется сказать еще об одной, на мой взгляд, очень важной проблеме — о под готовке инженеров-механизаторов. В Си бири несколько институтов, готовящих инженеров для сельского хозяйства: Ом ский, Новосибирский, Алтайский, Крас ноярский, Иркутский. Из их стен еж е годно выходят сотни специалистов. И это радует. Но все ли они становятся подлинными организаторами производст ва, борцами за технический прогресс в сельском хозяйстве? К сожалению, нет. И повинны в этом не всегда они сами. Несколько лет назад молодой специа лист свои первые шаги в роли инженера делал в коллективе мастерских совхоза или МТС. Как правило, рядом с ним бы ли специалисты со стажем, коллектив, имеющий определенные традиции. При
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2