Сибирские огни, 1959, № 11
мер, цепи для конвейеров животновод ческих помещений, то нигде не найти гибких проводов, электрических или ме ханических тельферов. Не снабжается сельское хозяйство транспортными те лежками, автокарами, электрокарами. Совершенно не механизирован процесс очистки кормушек. Подобное оборудова ние относится к так называемому нестан дартному, к малой механизации и по этому на специализированных предприя тиях не изготовляется. Приводит это к тому, что, например, почти весь эф фект от установки внутрифер м е н н о г о конвейера сводится на нет необходимо стью ручного труда, которым начинается и заканчивается работа на конвейере. Примерно то же самое происходит в полеводстве и овощеводстве. Малая механизация внедряется в сов хозах и колхозах черепашьими темпа ми, а там, где внедряется, обходится чрезвычайно дорого. Вот почему порой раздаются голоса, что механизация не которых видов работ экономически во обще нецелесообразна. Согласиться с этим нельзя. Надо искать пути удеш ев ления малой механизации. В чем они? Общего решения, видимо, нет. Наиболее правильным было бы ряд механизмов и приспособлений, напри мер, транспортеры для зернохранилищ и овощехранилищ, контейнеры для раз дачи сыпучих и жидких кормов, сконст руировать таким образом, чтобы они мог ли стать стандартными. Это позволит наладить их массовый выпуск на специ ализированном предприятии. В других случаях следует разработать и широко распространить чертежи на малую механизацию, с перечнем матери алов, готовых деталей , которые можно использовать. Такая документация по зволит колхозам и совхозам своими сила ми изготовить необходимые им простей шие приспособления. Огромную роль может и обязана сы грать пропаганда новых технических средств, механизмов. Когда колхозы по купают технику, они прежде всего долж ны знать, какой эффект получат от вне дрения этой механизации. В этой связи следует сказать о сель скохозяйственных выставках. То, что они регулярно проводятся, — это хорошо. Однако недостаток нынешних наших вы ставок — в их музейном характере. Ма шина или приспособление, как правило, не демонстрируется в работе. По-видимо му, нужно сделать так, чтобы колхозни ки, придя на выставку, имели возмож ность ознакомиться не только с конст рукцией машин, но и с регулировками, могли опробовать управление машиной, увидеть ее в работе, получить квалифи цированную консультацию о целесооб разности приобретения машины. На этих выставках колхозникам нужно выдавать чертежи и консультировать по вопросам изготовления приспособлений. Нынешней осенью в Колыванском районе мне пришлось встретиться с фак тами, которые наводят на очень серьез ные размышления. Было это в самом на чале уборочной страды, машины только день-два как вышли на поля. И вдруг на опушке березового колка мы увидели бездействующий трактор. Над ним из бе резовых бревешек была сооружена тре нога, к которой подвесили мотор. Трак тористы и механик, испачканные и обоз ленные, производили его ремонт... Случай этот — не исключение. Б ере зовые треноги мы видели на полях кол хоза « 40 лет Октября», им. Кирова и в ряде других мест... В напряженную по ру косовицы машины оказались непод готовленными к работе. Кто в этом виноват? В чем причина? Попытаемся разобраться... ГОбщеизвестно, что р е о р г а н и з а ц и я МТС, передача техники в колхозы по могла поднять производительность ма шин. Улучшилась организация труда, механизмы стали работать больший пе риод времени в году. На полях появился один полноправный хозяин. В этом — решающие преимущества новой органи зации колхозного производства. Однако сейчас выявляются и недостат ки, связанные в первую очередь с про ведением в колхозах ремонта машин. Техника была продана колхозам «на хо ду» , то есть после соответствующих тех нических уходов и ремонтов. Большинст во тракторов, комбайнов и других сель скохозяйственных машин имеют межре монтный цикл (по капитальным ремон там) не менее двух-трех лет. Поэтому в первый-второй годы после приобретения техники колхозы не имели с машинами больших хлопот. Кое-где стали даже по говаривать: зачем-де мы столько лет оплачивали в МТС ремонт, когда техни ка безотказно работает и без этого... От дельные руководители колхозов стали недооценивать ремонтно - технические станции, не отдавали в ремонт даже дви гатели тракторов и комбайнов. Эта тен денция проявилась и в том, что затяну лось создание колхозных и межколхоз ных мастерских: ведь машины целый год проработали исправно, зачем же рас ходовать дополнительно большие средст ва? В результате, во многих колхозах вообще стала нарушаться планово-пре дупредительная система уходов и ремон та. Все это дало себя знать в текущем году. Там, где с первых дней после ре организации МТС были созданы усло вия для нормального технического об служивания машинно - тракторного пар ка, техника и по сей день безотказна. В колхозах же, допустивших пренебреже ние к сложившейся системе обслужива ния машин, трактора и комбайны посте пенно выходят из строя. Вот почему на полях стали появляться березовые трено ги, при помощи которых непосредствен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2