Сибирские огни, 1959, № 11

мер, цепи для конвейеров животновод­ ческих помещений, то нигде не найти гибких проводов, электрических или ме­ ханических тельферов. Не снабжается сельское хозяйство транспортными те­ лежками, автокарами, электрокарами. Совершенно не механизирован процесс очистки кормушек. Подобное оборудова­ ние относится к так называемому нестан­ дартному, к малой механизации и по­ этому на специализированных предприя­ тиях не изготовляется. Приводит это к тому, что, например, почти весь эф ­ фект от установки внутрифер м е н н о г о конвейера сводится на нет необходимо­ стью ручного труда, которым начинается и заканчивается работа на конвейере. Примерно то же самое происходит в полеводстве и овощеводстве. Малая механизация внедряется в сов­ хозах и колхозах черепашьими темпа­ ми, а там, где внедряется, обходится чрезвычайно дорого. Вот почему порой раздаются голоса, что механизация не­ которых видов работ экономически во­ обще нецелесообразна. Согласиться с этим нельзя. Надо искать пути удеш ев­ ления малой механизации. В чем они? Общего решения, видимо, нет. Наиболее правильным было бы ряд механизмов и приспособлений, напри­ мер, транспортеры для зернохранилищ и овощехранилищ, контейнеры для раз­ дачи сыпучих и жидких кормов, сконст­ руировать таким образом, чтобы они мог­ ли стать стандартными. Это позволит наладить их массовый выпуск на специ­ ализированном предприятии. В других случаях следует разработать и широко распространить чертежи на малую механизацию, с перечнем матери­ алов, готовых деталей , которые можно использовать. Такая документация по­ зволит колхозам и совхозам своими сила­ ми изготовить необходимые им простей­ шие приспособления. Огромную роль может и обязана сы­ грать пропаганда новых технических средств, механизмов. Когда колхозы по­ купают технику, они прежде всего долж ­ ны знать, какой эффект получат от вне­ дрения этой механизации. В этой связи следует сказать о сель­ скохозяйственных выставках. То, что они регулярно проводятся, — это хорошо. Однако недостаток нынешних наших вы­ ставок — в их музейном характере. Ма­ шина или приспособление, как правило, не демонстрируется в работе. По-видимо­ му, нужно сделать так, чтобы колхозни­ ки, придя на выставку, имели возмож­ ность ознакомиться не только с конст­ рукцией машин, но и с регулировками, могли опробовать управление машиной, увидеть ее в работе, получить квалифи­ цированную консультацию о целесооб­ разности приобретения машины. На этих выставках колхозникам нужно выдавать чертежи и консультировать по вопросам изготовления приспособлений. Нынешней осенью в Колыванском районе мне пришлось встретиться с фак­ тами, которые наводят на очень серьез­ ные размышления. Было это в самом на­ чале уборочной страды, машины только день-два как вышли на поля. И вдруг на опушке березового колка мы увидели бездействующий трактор. Над ним из бе­ резовых бревешек была сооружена тре­ нога, к которой подвесили мотор. Трак­ тористы и механик, испачканные и обоз­ ленные, производили его ремонт... Случай этот — не исключение. Б ере­ зовые треноги мы видели на полях кол­ хоза « 40 лет Октября», им. Кирова и в ряде других мест... В напряженную по­ ру косовицы машины оказались непод­ готовленными к работе. Кто в этом виноват? В чем причина? Попытаемся разобраться... ГОбщеизвестно, что р е о р г а н и з а ц и я МТС, передача техники в колхозы по­ могла поднять производительность ма­ шин. Улучшилась организация труда, механизмы стали работать больший пе­ риод времени в году. На полях появился один полноправный хозяин. В этом — решающие преимущества новой органи­ зации колхозного производства. Однако сейчас выявляются и недостат­ ки, связанные в первую очередь с про­ ведением в колхозах ремонта машин. Техника была продана колхозам «на хо­ ду» , то есть после соответствующих тех­ нических уходов и ремонтов. Большинст­ во тракторов, комбайнов и других сель­ скохозяйственных машин имеют межре­ монтный цикл (по капитальным ремон­ там) не менее двух-трех лет. Поэтому в первый-второй годы после приобретения техники колхозы не имели с машинами больших хлопот. Кое-где стали даже по­ говаривать: зачем-де мы столько лет оплачивали в МТС ремонт, когда техни­ ка безотказно работает и без этого... От­ дельные руководители колхозов стали недооценивать ремонтно - технические станции, не отдавали в ремонт даже дви­ гатели тракторов и комбайнов. Эта тен­ денция проявилась и в том, что затяну­ лось создание колхозных и межколхоз­ ных мастерских: ведь машины целый год проработали исправно, зачем же рас­ ходовать дополнительно большие средст­ ва? В результате, во многих колхозах вообще стала нарушаться планово-пре­ дупредительная система уходов и ремон­ та. Все это дало себя знать в текущем году. Там, где с первых дней после ре­ организации МТС были созданы усло­ вия для нормального технического об­ служивания машинно - тракторного пар­ ка, техника и по сей день безотказна. В колхозах же, допустивших пренебреже­ ние к сложившейся системе обслужива­ ния машин, трактора и комбайны посте­ пенно выходят из строя. Вот почему на полях стали появляться березовые трено­ ги, при помощи которых непосредствен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2