Сибирские огни, 1959, № 11
ком на сознательности, поэтому стращать нельзя... Бьюсь я, бьюсь, а он ни в какую. Не хочет вступать, — и конец. Меня всего коробит. За что, скажи, воевал я? За что столько крови пролил? Разве не за то, чтобы дать крестьянам во всей стране возможность жить счастливой социали стической жизнью? Еще на войне я мечтал об этом. Никакой другой доро- • ги, кроме дороги социализма, мне не надо. Почему же он не хочет по нять меня?.. Вот и сошлись мы с ним — стена со стеной: два брата, две ’ разные — как их там? — идеологии, вот! Стукнулись в упор, никто нико му уступить не хочет. Знал я своего брата всю жизнь тихоней. Но если уж он заговорит —1 последнее слово принадлежало ему. В кровь разобьется, а своего ре шения не изменит... Свое я сказал, теперь его очередь. Но он молчит, думает. Ладно, думай, пока время есть, упрямая твоя башка, авось, что- нибудь надумаешь?.. Что же он надумал? Послушался хоть моего совета?' Как бы не так! Меня же на свой лад переубедить захотел. Ю-дэ, — заговорил он вкрадчивым голосом. — Землю пахать это тебе не гулянка в праздник, когда от пальбы хоть уши затыкай. Много' людей порядка не будет. Не зря в народе говорят: «Сына сам воспиты вай, хлеб сам расти». Вот, где наша правда. Не понимаю я тебя. Кому: оно нужно, это сборище? Для чего тебе сгонять всех в одну кучу? — Чтобы хлеба больше собирать, — говорю я. — А вдвоем с тобой мало его собираем? Д а если хочешь знать, мы- больше всех можем собрать и намолотить. Я знаю: ты что-то от меня скрываешь, не иначе, как тайную мысль имеешь... Говорить ты мастак, тут мне за тобой не угнаться. Но насчет того, как землю пахать — пусть: попробует кто обогнать меня!.. Ну хорошо, хорошо, не обижайся на ме-( ня, работать ты тоже умеешь. Так если мы вместе, да с моей-то сноров кой, постараемся как следует, понимаешь, каким наше хозяйство будет через два года? О-го-го!.. Это, — говорю я, — капиталистический, кулацкий путь. Наше хо-> зяйство разбогатеет, зато кто-то другой разорится. Кажется, сказал ясно. Но он не очень-то понял, что я имел в виду. Несколько минут мы оба молчали. Наконец он спросил: — Нет, ты мне все-таки скажи: для чего живет человек? — Как для чего? — удивился я. — Для того, чтобы ты был счастлив, я, да чтобы у всех нас была хорошая жизнь. Его всего передернуло. — Ответил, называется! — криво усмехнулся он.— Кто будет думать только о моем или твоем счастье, тот очень скоро ремень потуже затянет с голодухи или вовсе без порток останется. — А ты только о самом себе и думаешь, — еле сдержался я. Видимо, мои слова кольнули его в самое больное место. Он как-то' сразу изменился в лице, сжался весь. Но выдержке учиться надо у него. Ни слова не сказал, даже не выругался. Постоял еще немного и резко! повернулся к выходу. В дверях вдруг обернулся и спросил в упор: — Так ты серьезно решил вступить в это сборище? — Думаю, вся наша семья вступит, — ответил я. . — Ты уверен?.. Дай мне подумать, потом скажу. И хлопнул дверью. Всю эту ночь он не спал. В своей комнате я слышал — он кашлял,’ чертыхался. Что ж, видимо, допекло. Борьба с собой — штука злая. Не. такое уж веселое занятие отрубать себе кулацкий хвост. Но я все же ве-| рил, что он пойдет с нами. Ведь путь, который мы выбрали, самый пра-. вильный. Когда я проснулся, брата дома уже не было. Позавтракал, вдруг ви-. жу — дядя мой, со стороны матери, во двор входит, а за ним брат. Д я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2