Сибирские огни, 1959, № 10

не уверен, что без него все будет благо­ получно: «Мое присутствие абсолютно необходимо здесь не только как началь­ ника, но и как посредника между двумя различно настроенными элементами в составе нашей экспедиции», — записы­ вает он. Наконец, Толль вынужден при­ нять решительные меры — он отстра­ няет Коломейцева от командования и на­ значает капитаном «Зари» старшего лей­ тенанта Ф. А. Матисена, исполнявшего обязанности метеоролога и геодезиста экспедиции. За год до этого Матисен принимал участие в Шпицбергенской экспедиции и имел опыт полярных пла­ ваний. Коломейцев уезжает на материк с поручением устроить угольный склад на острове Диксоне, на тот случай, если «Заря» вынуждена будет повернуть на­ зад. Начальник экспедиции делает многое, чтобы приобщить матросов к сознатель­ ному участию в экспедиции, поддержать в них оптимизм и веру в успех плавания. Толль записывает в дневнике, что «нуж­ но для команды сделать больше — надо теснее с ней связаться». Личные беседы с членами команды, циклы лекций и до­ клады, спортивные соревнования, время от времени устраиваемые на зимовке, •своего рода концерты самодеятельности, проводимые в торжественные дни, созда­ ют на «Заре» дружную товарищескую обстановку. В декабре 1901 г., как бы подводя итог своим усилиям, Толль пи­ шет в дневнике: «Чем больше я обща­ юсь с матросами, тем больше ценю при­ родные способности русского народа — матросы располагают к себе приветливо­ стью, тактичностью, скромностью, кроме того, они сметливы и отважны». В записях Толля то и дело встречают­ ся имена боцмана «Зари» Никифора Бе­ гичева, механика Огрина, кочегара Пу- зырева, повара Яскевича и других чле­ нов команды. Они не один раз выручали яхту из труднейших положений, делили вместе с учеными опасности походов по льдам в полярную ночь, тяжести зимо­ вок. Особенно часто появляется на стра­ ницах дневника имя «испытанного спут­ ника» Толля — Степана Расторгуева, унтер-офицера Якутского пешего казачь­ его полка, прикомандированного к экс­ педиции по просьбе самого Толля. Степан Расторгуев, — «мой незаме­ нимый товарищ в пути», как характери­ зует его Толль, — человек поистине за­ мечательный, до сих пор не получивший должной оценки в популярной литерату­ ре по исследованию севера Сибири. Сын камчатского казака, ветерана обороны Петропавловска от англо - французской эскадры, он рано осиротел, вырос у чу­ жих людей, которые не смогли его даже научить грамоте. Но этот простой казак обладал недюжинными способностями и был подлинным самородком. Его имя мы встречаем среди участников ряда круп­ ных экспедиций в последние десятиле­ тия XIX и начала XX века. В 1880-х го­ дах он участвует в поисках военного суд­ на «Алеут», затерявшегося в суровых просторах Охотского моря, затем ищет легкодоступный перевал для горной до­ роги из Якутска в Верхоянск, соверша­ ет путешествие на Камчатку вместе с энтомологом Герцем. С мая 1891 г. он становится верным спутником И. Д. Чер­ ского, которого сопровождает до послед­ ней минуты жизни. Черский умирает на руках у Расторгуева. Затем он соверша­ ет поездки по Якутии и северным остро­ вам вместе с Толлем, устраивает на Ко­ тельном склад для Нансена. После это­ го Расторгуев сопровождает горного ин­ женера труднейшими дорогами через Нелькан и Джугджур на Охотское мо­ ре... В плавании на «Заре» Расторгуев принял участие почти с самого начала. По поручению Толля он доставил на ях­ ту транспорт превосходных восточноси­ бирских собак, без которых экспедиция не смогла бы совершить ни одной сан­ ной поездки. С большими трудностями, на оленьих нартах, лошадях, по желез­ ной дороге он провез собак из Верхоян­ ска на Мурманское побережье... Таков был Расторгуев, необразованный рус­ ский казак, истинный друг науки. В дне­ внике Толля мы находим много интерес­ ных подробностей о жизни, работе, ха­ рактере этого замечательного путешест­ венника, который сам по себе может стать героем отдельной книги. Немало в дневнике страниц, посвя­ щенных характеру снаряжения в поляр­ ном путешествии, устройству продукто­ вых складов на островах и побережье, наблюдениям за природными явлениями, рассуждениям о прошлом северного по­ бережья Сибири. Даже эти страницы, представляющие интерес главным обра­ зом для специалистов, написаны живо и доступно для широкого круга читателей. Документальные фотографии хорошо дополняют текст. Издание дневников Толля на русском языке — несомненное событие в нашей литературе о полярных путешествиях. Хочется обратить внимание на ряд до­ садных упущений, которые с н и ж а ю т достоинства э т о г о интересного изда­ ния. В книге отсутствует обстоятельная статья о Толле, его путешествиях, о зна­ чении работ Первой русской полярной экспедиции. Краткое «Выступление» П. Виттенбурга дает всему этому лишь бег­ лую и неполную характеристику. Неоп­ равданно беден и аппарат книги, следо­ вало бы дать объяснения геологическим терминам, которых много в записях Тол­ ля, шире прокомментировать некоторые моменты из истории исследования Севе­ ра, о которых упоминает Толль, о роли Нансена в организации экспедиции, о ха­ рактере поддержки экспедиции со сторо­ ны официальных кругов царской Рос­ сии, о трудностях в организации экспе­ диции и т. д. и т. п. Тогда многое в книге, например, запоздалый выход ях­ ты из Петербурга, ее задержки в пути

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2