Сибирские огни, 1959, № 10
не уверен, что без него все будет благо получно: «Мое присутствие абсолютно необходимо здесь не только как началь ника, но и как посредника между двумя различно настроенными элементами в составе нашей экспедиции», — записы вает он. Наконец, Толль вынужден при нять решительные меры — он отстра няет Коломейцева от командования и на значает капитаном «Зари» старшего лей тенанта Ф. А. Матисена, исполнявшего обязанности метеоролога и геодезиста экспедиции. За год до этого Матисен принимал участие в Шпицбергенской экспедиции и имел опыт полярных пла ваний. Коломейцев уезжает на материк с поручением устроить угольный склад на острове Диксоне, на тот случай, если «Заря» вынуждена будет повернуть на зад. Начальник экспедиции делает многое, чтобы приобщить матросов к сознатель ному участию в экспедиции, поддержать в них оптимизм и веру в успех плавания. Толль записывает в дневнике, что «нуж но для команды сделать больше — надо теснее с ней связаться». Личные беседы с членами команды, циклы лекций и до клады, спортивные соревнования, время от времени устраиваемые на зимовке, •своего рода концерты самодеятельности, проводимые в торжественные дни, созда ют на «Заре» дружную товарищескую обстановку. В декабре 1901 г., как бы подводя итог своим усилиям, Толль пи шет в дневнике: «Чем больше я обща юсь с матросами, тем больше ценю при родные способности русского народа — матросы располагают к себе приветливо стью, тактичностью, скромностью, кроме того, они сметливы и отважны». В записях Толля то и дело встречают ся имена боцмана «Зари» Никифора Бе гичева, механика Огрина, кочегара Пу- зырева, повара Яскевича и других чле нов команды. Они не один раз выручали яхту из труднейших положений, делили вместе с учеными опасности походов по льдам в полярную ночь, тяжести зимо вок. Особенно часто появляется на стра ницах дневника имя «испытанного спут ника» Толля — Степана Расторгуева, унтер-офицера Якутского пешего казачь его полка, прикомандированного к экс педиции по просьбе самого Толля. Степан Расторгуев, — «мой незаме нимый товарищ в пути», как характери зует его Толль, — человек поистине за мечательный, до сих пор не получивший должной оценки в популярной литерату ре по исследованию севера Сибири. Сын камчатского казака, ветерана обороны Петропавловска от англо - французской эскадры, он рано осиротел, вырос у чу жих людей, которые не смогли его даже научить грамоте. Но этот простой казак обладал недюжинными способностями и был подлинным самородком. Его имя мы встречаем среди участников ряда круп ных экспедиций в последние десятиле тия XIX и начала XX века. В 1880-х го дах он участвует в поисках военного суд на «Алеут», затерявшегося в суровых просторах Охотского моря, затем ищет легкодоступный перевал для горной до роги из Якутска в Верхоянск, соверша ет путешествие на Камчатку вместе с энтомологом Герцем. С мая 1891 г. он становится верным спутником И. Д. Чер ского, которого сопровождает до послед ней минуты жизни. Черский умирает на руках у Расторгуева. Затем он соверша ет поездки по Якутии и северным остро вам вместе с Толлем, устраивает на Ко тельном склад для Нансена. После это го Расторгуев сопровождает горного ин женера труднейшими дорогами через Нелькан и Джугджур на Охотское мо ре... В плавании на «Заре» Расторгуев принял участие почти с самого начала. По поручению Толля он доставил на ях ту транспорт превосходных восточноси бирских собак, без которых экспедиция не смогла бы совершить ни одной сан ной поездки. С большими трудностями, на оленьих нартах, лошадях, по желез ной дороге он провез собак из Верхоян ска на Мурманское побережье... Таков был Расторгуев, необразованный рус ский казак, истинный друг науки. В дне внике Толля мы находим много интерес ных подробностей о жизни, работе, ха рактере этого замечательного путешест венника, который сам по себе может стать героем отдельной книги. Немало в дневнике страниц, посвя щенных характеру снаряжения в поляр ном путешествии, устройству продукто вых складов на островах и побережье, наблюдениям за природными явлениями, рассуждениям о прошлом северного по бережья Сибири. Даже эти страницы, представляющие интерес главным обра зом для специалистов, написаны живо и доступно для широкого круга читателей. Документальные фотографии хорошо дополняют текст. Издание дневников Толля на русском языке — несомненное событие в нашей литературе о полярных путешествиях. Хочется обратить внимание на ряд до садных упущений, которые с н и ж а ю т достоинства э т о г о интересного изда ния. В книге отсутствует обстоятельная статья о Толле, его путешествиях, о зна чении работ Первой русской полярной экспедиции. Краткое «Выступление» П. Виттенбурга дает всему этому лишь бег лую и неполную характеристику. Неоп равданно беден и аппарат книги, следо вало бы дать объяснения геологическим терминам, которых много в записях Тол ля, шире прокомментировать некоторые моменты из истории исследования Севе ра, о которых упоминает Толль, о роли Нансена в организации экспедиции, о ха рактере поддержки экспедиции со сторо ны официальных кругов царской Рос сии, о трудностях в организации экспе диции и т. д. и т. п. Тогда многое в книге, например, запоздалый выход ях ты из Петербурга, ее задержки в пути
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2