Сибирские огни, 1959, № 10

мы участвуем в них, — потому что ав­ тор активен, сам спорит и аргументиру­ ет, он убеждает. Вот проблема Байкала. Два проекта, две точки зрения. Одна из них угрожает будущему этого уникальнейшего в мире озера, другая рекомендует объявить Бай­ кал государственным заповедником. Вме­ сте с профессором М. М. Ножевым за­ щищает Байкал писатель А. Злобин. И этим непосредственным участием в ре­ шении сложнейшего вопроса писатель продолжает лучшие традиции советского очерка. Порой кажется, что речь идет об очень скучных вещах — об угле, потом еще об угле, о руде, об электричестве. А меж­ ду тем читаешь очерк, как увлекатель­ ную сюжетную повесть. В очерке нет специальных «оживляющих моментов». Автор просто очень широко рассматри­ вает явление, щедро знакомит нас с людьми, чьи усилия и талант преобра­ жают Сибирь. В очерке естественно со­ четаются биография профессора Кожева и научная аргументация доктора Проб­ ста, автор свободно переносит нас на тридцать лет назад, к той поре, когда мо­ лодой геолог Одинцов, тогда студент-прак­ тикант, впервые отправился к горе Руд ­ ной, и на многие годы вперед — к треть­ ей (Барнаул—Караганда) и четвертой (Восточная Сибирь) металлургической ба­ зе страны. Много новых знакомых появится у чи­ тателей очерка. Они наверняка запом­ нят профессора В. В. Мокринского, кото­ рый пять лет вместе с отрядом изыска­ телей путешествовал по сибирским ре­ кам. И снова не только упоминание, но и рассказ о трудных условиях экспедиции в разделе «Уголь или пять лет по рекам Якутии». Очерк «На Сибирской магистрали», состоящий из двенадцати разделов, привлекает к себе своеобразием как в построении всего произведения, так и отдельных его частей. И еще — А. Зло­ бин стремится уйти (и в большинстве слу­ чаев уходит) от избитых очерковых штампов и сопоставлений: «Будущее раскрывалось передо мной: цовые города — Железногорск, Абакан, Дивногорск. Это будущее лежало на сто­ ле плоским листом чертежа, и проекти­ ровщики, академики, архитекторы спо­ койно и неторопливо творили его», — так начинается главка «Поездка в Ше- лехов». А продолжается она одновремен­ но и неожиданно и закономерно: «Мно­ гим такой взгляд в будущее может пока­ заться условным, как ходкий прием на­ бившего руку публициста, но всего два года назад вот так же передо мной ле­ жал на столе проект Шелеховского алю­ миниевого комбината, а сегодня я могу увидеть его в натуре... Мы поехали в го­ род Шелехов». Вчерашнее и сегодняшнее, сегодняш­ нее и завтрашнее очень тесно перепле­ тается в очерке «На Сибирской магистра­ ли», и потому рассказанное Злобиным о семилетке воспринимаешь как очень близкое и скоро осуществимое. Нашей литературе — прежде всего очерки­ стам — многое предстоит еще сделать для пропаганды семилетки. Очерк из книги «Пять часов разницы» — хоро­ шее начало. Мы все время говорили об одном очерке, хотя в книге их несколько, не только потому, что он больше других по размеру, просто он намного масштабнее остальных. «Репортаж с наплавного мо- .ста», «История одного миллиона», «Стружка» лишь дополняют первый, «главный» очерк книги. И хотя действие переносится то на Волго-Дон, то в цехи Харьковского завода — всюду внима­ ние писателя обращено на тех самых лю­ дей, без усилий которых семилетку вы­ полнить нельзя. Рассказ о трудовых под­ вигах экскаваторщика Слепухи, шофе­ ра Гавазюка подтверждает уверенность ученых, выступавших на Иркутской конференции, уверенность в том, что та­ ким людям по плечу самые дерзкие планы. Очерки датированы разными годами— 1955, 1956, 1958, но есть общие черты, их объединяющие. Писатель все время смотрит вперед, и написанное несколько лет назад звучит так, будто сказано только сегодня. Не таково ли предложе­ ние одного из героев очерка «Стружка»: «Надо бы создать специальную штатную единицу — инженер Завтра. П у с т ь он — конструктор или технолог — си­ дит на заводе, ходит по цехам и думает только о завтрашнем дне. О сегодняшнем дне запретить ему думать под страхом наказания. Вот тогда пойдет дело». И о чем бы ни писал А. Злобин, — о первых шагах Горьковского совнархоза или о недостатках в организации произ­ водства, о проблеме Байкала, или добыче ископаемых открытым способом, — мысль его устремлена вперед. Очеркист, подобно «инженеру Завтра», помогает прокладывать новые пути. Вот, пожалуй, и все, что хотелось бы сказать о Злобине-очеркисте. Мы не остановились лишь на его очерке о фе­ стивале, который не столь интересен и не выделяется из общей массы фестиваль­ ных очерков. Но ведь в сборнике есть еще и рассказы. В них повествуется о целине («Весенняя история», «Хлеб», «Вернись в Макаровку»), о мужестве летчиков, погасивших пожар в тайге («Пять часов разницы»), поднимаются вопросы воспитания и морально-этиче­ ские проблемы. Рассказы А. Злобина, к сожалению, сильно уступают его очеркам. Особенно это относится к таким произведениям, как «Вернись в Макаровку» или «Хлеб». История беглеца с целины («Вернись в Макаровку») написана куда менее выра­ зительно, чем печатавшиеся на ту же тему корреспонденции в «Комсомоль­ ской правде». Ни характера Филинова,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2