Сибирские огни, 1959, № 10
мы участвуем в них, — потому что ав тор активен, сам спорит и аргументиру ет, он убеждает. Вот проблема Байкала. Два проекта, две точки зрения. Одна из них угрожает будущему этого уникальнейшего в мире озера, другая рекомендует объявить Бай кал государственным заповедником. Вме сте с профессором М. М. Ножевым за щищает Байкал писатель А. Злобин. И этим непосредственным участием в ре шении сложнейшего вопроса писатель продолжает лучшие традиции советского очерка. Порой кажется, что речь идет об очень скучных вещах — об угле, потом еще об угле, о руде, об электричестве. А меж ду тем читаешь очерк, как увлекатель ную сюжетную повесть. В очерке нет специальных «оживляющих моментов». Автор просто очень широко рассматри вает явление, щедро знакомит нас с людьми, чьи усилия и талант преобра жают Сибирь. В очерке естественно со четаются биография профессора Кожева и научная аргументация доктора Проб ста, автор свободно переносит нас на тридцать лет назад, к той поре, когда мо лодой геолог Одинцов, тогда студент-прак тикант, впервые отправился к горе Руд ной, и на многие годы вперед — к треть ей (Барнаул—Караганда) и четвертой (Восточная Сибирь) металлургической ба зе страны. Много новых знакомых появится у чи тателей очерка. Они наверняка запом нят профессора В. В. Мокринского, кото рый пять лет вместе с отрядом изыска телей путешествовал по сибирским ре кам. И снова не только упоминание, но и рассказ о трудных условиях экспедиции в разделе «Уголь или пять лет по рекам Якутии». Очерк «На Сибирской магистрали», состоящий из двенадцати разделов, привлекает к себе своеобразием как в построении всего произведения, так и отдельных его частей. И еще — А. Зло бин стремится уйти (и в большинстве слу чаев уходит) от избитых очерковых штампов и сопоставлений: «Будущее раскрывалось передо мной: цовые города — Железногорск, Абакан, Дивногорск. Это будущее лежало на сто ле плоским листом чертежа, и проекти ровщики, академики, архитекторы спо койно и неторопливо творили его», — так начинается главка «Поездка в Ше- лехов». А продолжается она одновремен но и неожиданно и закономерно: «Мно гим такой взгляд в будущее может пока заться условным, как ходкий прием на бившего руку публициста, но всего два года назад вот так же передо мной ле жал на столе проект Шелеховского алю миниевого комбината, а сегодня я могу увидеть его в натуре... Мы поехали в го род Шелехов». Вчерашнее и сегодняшнее, сегодняш нее и завтрашнее очень тесно перепле тается в очерке «На Сибирской магистра ли», и потому рассказанное Злобиным о семилетке воспринимаешь как очень близкое и скоро осуществимое. Нашей литературе — прежде всего очерки стам — многое предстоит еще сделать для пропаганды семилетки. Очерк из книги «Пять часов разницы» — хоро шее начало. Мы все время говорили об одном очерке, хотя в книге их несколько, не только потому, что он больше других по размеру, просто он намного масштабнее остальных. «Репортаж с наплавного мо- .ста», «История одного миллиона», «Стружка» лишь дополняют первый, «главный» очерк книги. И хотя действие переносится то на Волго-Дон, то в цехи Харьковского завода — всюду внима ние писателя обращено на тех самых лю дей, без усилий которых семилетку вы полнить нельзя. Рассказ о трудовых под вигах экскаваторщика Слепухи, шофе ра Гавазюка подтверждает уверенность ученых, выступавших на Иркутской конференции, уверенность в том, что та ким людям по плечу самые дерзкие планы. Очерки датированы разными годами— 1955, 1956, 1958, но есть общие черты, их объединяющие. Писатель все время смотрит вперед, и написанное несколько лет назад звучит так, будто сказано только сегодня. Не таково ли предложе ние одного из героев очерка «Стружка»: «Надо бы создать специальную штатную единицу — инженер Завтра. П у с т ь он — конструктор или технолог — си дит на заводе, ходит по цехам и думает только о завтрашнем дне. О сегодняшнем дне запретить ему думать под страхом наказания. Вот тогда пойдет дело». И о чем бы ни писал А. Злобин, — о первых шагах Горьковского совнархоза или о недостатках в организации произ водства, о проблеме Байкала, или добыче ископаемых открытым способом, — мысль его устремлена вперед. Очеркист, подобно «инженеру Завтра», помогает прокладывать новые пути. Вот, пожалуй, и все, что хотелось бы сказать о Злобине-очеркисте. Мы не остановились лишь на его очерке о фе стивале, который не столь интересен и не выделяется из общей массы фестиваль ных очерков. Но ведь в сборнике есть еще и рассказы. В них повествуется о целине («Весенняя история», «Хлеб», «Вернись в Макаровку»), о мужестве летчиков, погасивших пожар в тайге («Пять часов разницы»), поднимаются вопросы воспитания и морально-этиче ские проблемы. Рассказы А. Злобина, к сожалению, сильно уступают его очеркам. Особенно это относится к таким произведениям, как «Вернись в Макаровку» или «Хлеб». История беглеца с целины («Вернись в Макаровку») написана куда менее выра зительно, чем печатавшиеся на ту же тему корреспонденции в «Комсомоль ской правде». Ни характера Филинова,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2