Сибирские огни, 1959, № 10
тельское видение есть следствие интере са к людям. К этому надо добавить, что оно есть следствие доброжелательного интереса. Если мы лишены скромности, только и думаем, что о собственных ус пехах, личном благополучии, то в нашем сознании никогда не возникнут яркие образы, потому что в таком случае у нас нет стимула всматриваться в людей. Умение видеть в людях мельчайшие подробности, конечно, есть особый та лант, особая способность, но у нас в та ком случае имеется другая способность, противоположная этой: мы одарены «талантом» отдавать все наше внимание самим себе, в нас развита особая высо комерная эгоистическая способность без конца раздумывать, почему мы лучше других. С такими способностями мы ни когда не разглядим людей и не созда дим в литературе ничего сколько-нибудь значительного. Образное мышление дается только мудрым и благожелательным. Но что делать нам, когда у нас нет зрительной памяти, нет умения всматри ваться, разглядывать, нет способности мыслить образами? И. Оренбург однажды хорошо сказал, что люди очень часто «хотят узнать не о том, как родиться героем, но о том, как можно героем стать». И нам следует задуматься не над тем, как родиться писателем, человеком с ярким образным мышлением и фотографической памятью, а над тем, как выработать в себе такое мышление и такую память. А. Н. Толстой писал о себе: «Летом в Коктебеле я услышал переводы (Мак са Волошина) рассказов Анри де Ренье. Меня поразила четкость образов: я физи чески видел их... Разумеется, я немед ленно кинулся подражать. Это послужи ло отличной школой: я стал учиться ви деть, то есть галлюцинировать. Впослед ствии я развил в себе эту способность до такой яркости, что часто, вспоминая, путал бывшее и выдуманное». Каждый вечер сотни людей склоняют ся над своими рукописями и без конца переделывают их, перемарывают, пере черкивают. Они учатся составлять фра зы, описывать, изображать, рисовать словами. Спору нет, владеть словом необходимо, но ведь прежде всего надо иметь, что рисовать. Если писателю не чего будет изображать, то к чему все его мастерство? Умение составлять фра зы, подбирать слова не имеет ни малей шего значения до тех пор, пока нет уме ния мыслить образами. Первый акт творчества, говорил Бе линский, заключается в том, что в созна нии художника возникает еще не ясная для него идея. Второй акт: идея постепенно в резуль тате большого труда облекается в обра зы. Сначала эти образы неясны, но по степенно как бы выплывают из тумана и наконец видятся «так ясно, как бы на яву, на самом деле». «Потом поэт дает своему созданию' видимые, доступные для всех формы: это третий и последний акт творчества. Он не так важен, ибо есть следствие двух первых». Из множества начинающих писателей, только единицы становятся настоящими писателями. Писатель должен уметь выполнять все три акта, однако начинаю щие слишком часто учатся выполнять только третий акт, который «не так ва жен». А. Н. Толстой сделал правильный вы бор: он начал работу над собой с того, что развил в себе самое важное писатель ское умение — умение разглядывать, за поминать увиденное и, наконец, мыслить образами. Продолжение следует.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2