Сибирские огни, 1959, № 10
Я могу часами наблюдать за дорожником , к а к он вздыбливает асфальт электробуром, и, глядя на него, я так остро ощущаю его работу, что каж дое движение его вздрагивающих плеч невольно- передается и мне. ■ Cm. Цвейг. Неожиданное знакомство с новой профессией. В повести «Детство» Лев Толстой много раз изумляется силе своей памя ти, яркости своего образного видения. Он без конца повторяет: «Странно, что я как теперь вижу все лица дворовых и мог бы нарисовать их со всеми мельчай шими подробностями», «С чрезвычайной ясностью воображаю...», «Я был в силь ном горе в эту минуту, но невольно за мечал все мелочи...». А когда он рас сказывает, как ему, герою повести, вспоминалась Сонечка Валахина, то опять не может избавиться от чувства удивления: «Я видел ее так же ясно, как час назад», «Так ясно, ясно видел ее, разговаривал с ней, что это просто уди вительно». И вся книга наполнена невыдуманны ми живыми подробностями. Толстой не выдумывает — он вспоминает. Тысячи картин отложились в его сознании и со хранились на долгие годы. Это строи тельный материал, из которого он после может сложить любые картины, любые образы. Писательское видение, говорили мы, есть следствие большого интереса к ок ружающей действительности. Совершен но невозможно, чтобы нам запомнились да еще «с чрезвычайной ясностью», «с мельчайшими подробностями» картины, по которым наш взгляд скользнул с пре небрежительным равнодушием. Чтобы разглядеть эти подробности, надо преж де всего взглянуть на них, отдать им свое внимание хотя бы на несколько мгновений. Наши глаза не всегда видят то, что проходит перед ними. Мы беспрестанно заняты своими мыслями, мечтами о бу дущем, различными расчетами, сообра жениями, и поэтому у нас часто не остается ни сил, ни внимания для окру жающего мира. К. С. Станиславский однажды заме тил, что в творчестве велик только тот, кто находится «во власти летящего «сей час», иначе говоря, кто может отбросить все эти свои расчеты и соображения и целиком отдаться настоящему мгнове нию, вот этому разглядыванию окружа ющего, своим чувствам, своему делу, ко торое он сейчас выполняет. Подлинный писатель с необыкновен ным интересом разглядывает людей, с которыми встречается, однако они ему так интересны совсем не потому, что он собирается изобразить их в будущем своем романе. Он без остатка отдался картине, которая проходит перед ним, не может оторвать от нее своего взгля да потому, что она сейчас для него ин тереснее, «чем любое театральное зрели ще или приключение, о котором расска зано в книге» (Ст. Цвейг). Он весь во- власти «летящего «сейчас». Живые лю ди для него интереснее, чем книга, кото рая, может быть, когда-нибудь будет, а может быть, и не будет написана. Однако с таким напряженным внима нием, с таким горячим интересом мож но следить не только за людьми вокруг нас, но также и за теми героями, кото рых мы сами придумали, можно волно ваться их судьбой, думать об их радо стях и горестях, как будто это живые люди. Но и в этом случае писатель раз думывает о них не только потому, что они ему для книги понадобились. Он взволнован их судьбой. Думая о них. он забывает о своей книге. Когда писатель выдумывает своих ге роев и пытается разглядеть их только потому, что они ему для романа нужны, то в этом случае он пытается совер шить невозможное. Немыслимо разгля деть своих героев, да еще с мельчайши ми подробностями, если они ему даже и неинтересны сами по себе. К сожалению, мы слишком редко жи вем настоящим мгновением, слишком легко уходим из власти «летящего «сей час», слишком легко позволяем нашим мечтаниям заслонять живую драгоцен ную действительность. Сотни людей, встретятся нам за день, однако мы не рассмотрим и не запомним ни одного ли ца, ни одной фигуры. Вместо того, чтобы- присмотреться к новому ч е л о в е к у , увидеть, что в нем интересного, значи тельного, мы или совсем не заметим его, занятые своими мечтами, или же начнем соображать, зачем этот человек появил ся, что можно ожидать от него, как вы годнее вести себя с ним. Иначе говоря, мы не разглядим его потому, что очень- мало интересуемся им и слишком много- интересуемся собой. Если у нас для но вого человека не нашлось ни одного- внимательного взгляда, то где уже тут говорить о «мельчайших подробностях» и о том, чтобы запомнить этого челове ка на всю жизнь? В этом случае наша беда в том, что у нас сложился свой осо бый мир, который мы повсюду носим с собой и который мешает нам всматри ваться в окружающее. Однако мало сказать, что яркое писа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2