Сибирские огни, 1959, № 10
еще и пейзажи-невидимки. Именно такое определение подходит к тем блеклым тусклым описаниям, которые подчас за полняют страницы». На библиотечных полках лежит нема ло книг, у которых нет читателей. Это не произведения искусства, они лишены силы художественного воздействия, это всего лишь «бумага, испачканная типо графской краской». «Несмотря на современность темы, беспомощностью и тоской веет от этих вещей, написанных зачастую с фальши вой бодростью... Причина этой тоскливо сти не только в эмоциональной скудости и неграмотности автора, но и в его вя лом рыбьем глазе. Такие повести и ро маны хочется разбить, как наглухо за клеенное окно в душной и пыльной ком нате, чтобы со звоном полетели оскол ки и сразу же хлынули снаружи ветер, шум дождя, крики детей, гудки парово зов, блеск мокрых мостовых, — ворва лась бы вся жизнь с ее беспорядочной, на первый взгляд, и прекрасной пестро той света, красок и шумов. У нас попадаются книги, написанные как будто слепыми. Предназначены они для зрячих, и в этом заключается вся нелепость появления этих книг». (Кон стантин Паустовский. Золотая роза). Некий журналист однажды пожало вался мне: — Не вижу своих героев. Хочу уви деть и не могу. — Так как же вы пишете? — Сам не знаю. Пытаюсь вообразить лица, а у меня ничего не получается. Представляются какие-то мутные пятна. Ну, я и пишу, что «у доярки Ивановой были голубые смеющиеся глаза». Он усмехнулся и добавил: — Надо же что-то писать. Ведь были же у нее какие-то глаза. Ну, голубые! Ну, серые! Ну не все ли равно, какие они у нее были? Что, меня проверять, что ли, пойдут? Особенно трудно описывать действия. Вот хоть убей, никак не могу представить, что делают мои герои. По этому я выбираю для них такие дейст вия, которые каждый человек постоянно совершает. Я пишу: «Он моргнул», «Он кашлянул», «Он махнул рукой». Все люди моргают и кашляют, ну, и мои ге рои тоже. После этого разговора мне стало по нятно, почему я не мог увидеть людей, описанных этим журналистом. По той причине, что он сам не видел их. Всех своих героев он изображал по одним и тем же трафаретам. Все муж чины в его очерках были «коренастые», все мальчики «вихрастые», а девушки непременно голубоглазые, веселые и жизнерадостные. В таких случаях иногда говорят, что автор потому изобразил всех своих геро ев на одно лицо, что не сумел найти нуж ных слов. Трудно найти более неловкое объяснение. Нас пытаются убедить, что все происходило следующим образом: посмотрел писатель на своих героев, увидел, что они непохожи друг на дру га, что одни высокие, а другие низкие, что у одних глаза черные, а у других се рые, обмакнул перо в чернильницу, по думал и написал: «Все они коренастые, а глаза у них голубые». Все потому, сокрушается критик, даю щий такое объяснение, что автор еще не научился работать над словом, еще не умеет отыскивать нужные слова. Да, полно! В том ли дело, что челове ку слов не хватило? Пишет, он бойко, за словом в карман не лезет, целую книгу накатал и еще десяток потолще этой на писать собирается, а вот нескольких слов найти не смог, и пусть бы слова были какие-нибудь особенные, а то ведь самые обыкновенные: высокий и низкий, тол стый и тонкий... А между тем ларчик открывается чрезвычайно просто: автор не видел сво их героев. Почему не видел? Но это уже совсем другой вопрос. Одни авторы не захотели увидеть их, так как не очень ими интересовались, другие хоте ли увидеть, да не смогли, а третьим да же и в голову не приходило, что писа тель должен видеть своих героев. Настоящие писатели всегда видели то, что изображали. «Работа между тем идет в голове, лица не дают покоя, пристают, позиру ют в сценах, я слышу отрывки их разго воров — и мне часто казалось, прости господи, что я это не выдумываю, а что все это носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумывать ся». (И. А. Гончаров. Лучше поздно, чем никогда). Вот выдержка из письма Г. Флобера: «Пишу «Бовари». Я присутствую на их поездке верхом, чувствую жару до пота, горло пересохло... Вот один из редких дней моей жизни, который я провел в полной иллюзии от начала и до конца. Сегодня, например, одновременно муж чина и женщина, любовник и любовница, я катался верхом в лесу в осенний пол день под желтою листвой, и я был ло шадьми, листьями, ветром, речами моих героев и красным солнцем, от которого они опускали веки глаз, отуманенных любовью». Диккенс: «...Я не сочиняю содержание книги, но вижу его и записываю». А. Н. Толстой говорил: «Писать ро ман, повесть (крупное произведение) — значит жить вместе с вашими персона жами. Их выдумываешь, но они должны ожить, и, оживая, они часто желают по ступать не так, как вам хотелось бы... Такой роман органический, это искус ство...» Конечно же, Пушкин тоЖе встречал ся со своими «гостями незримыми», видел их, даже сам становился на их место. «Пушкин летом устроил себе кабинет в «бане» и там работал... В барском доме было однажды вечером много гостей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2