Сибирские огни, 1959, № 10
характеристике? И берешь все вымары ваешь..> . Прислушайтесь, на этом семинаре уже не говорят, что искусство есть мы шление в образах. Здесь утверждают не что противоположное. Сидят «молодые» и раздумывают, надо или не надо изо бражать героев. «Так ли это обязатель но?» Может быть, прав тот товарищ, ду мают они, который стыдится изображать своих персонажей? Может быть, и в са мом деле есть что-то постыдное в мышле нии образами? За одним столом с этими «молодыми», говорится в статье, сидит «прозаик с большим именем», а рядом с ним «ма ститый критик». Так что же они сказа ли, когда начинающие писатели ломали голову, стыдно или не стыдно мыслить образами? Нат. Соколова утверждает, что все это были такие новые, такие неожиданные вопросы, что на них ни у кого не на шлось ответа. Но только что же в этих вопросах но вого? В. Белинский писал: «Искусство есть непосредственное созерцание истины или мышление в образах. В развитии этого определения искус ства заключается вся теория искусства: его сущность, его разделение на роды, равно как условия и сущность каждого рода». Иначе говоря, теория литературы (являющаяся частью теории искусства) может быть создана лишь в развитии этого определения. Развить определение, объяснить с его помощью сущность и ро ды искусства — это и значит создать теорию. Но только прежде, чем объяс нять искусство образным мышлением, надобно понять, что такое образное мыш ление, установить закономерности, ко торым оно подчиняется. Прежде, чем соз давать теорию искусства, нужно понять, как художник мыслит образами, то есть создать теорию образного мышления. Могут сказать, образы — это карти ны, возникающие в сознании художника. О чем здесь еще говорить? Какая тут нужна теория? Что еще добавить к этому? Однако о том, как мыслит писатель об разами, почему он мыслит картинами, а не логическими понятиями, как и поче- ко тот, кто может увидеть своих героев, каков смысл этих перевоплощений, како ва роль логического мышления в созда нии художественного произведения, мож но сказать бесконечно много. В этой нашей работе, адресованной прежде всего «начинающим», мы хотели показать важность и значительность этих вопросов, рассказать, что мыслить образами не зазорно, что писатель толь ко тот, кто может увидеть своих героев, как живых, что в этом видении и заклю чается главная работа писателя. Пока это еще не теория образного мышления, но мы убеждены, что такая теория непременно будет разработана. Чтобы понять, как создается литератур ное произведение, сначала необходимо понять, как писатель мыслит образами. Таков завет В. Белинского. Мышление без образов — Не художественно, —сказал Лев Николаевич .— Я должен видеть этих людей, раз это художест венное произведение, а я их не представляю, Н . Н . Гусев. Два года с Л. Н. Толстым. Иногда полагают, что работа писате ля в том и заключается, чтобы писать. Но это слишком поспешное заключение. Так уже сразу писать да писать... Есть нечто бесконечно большее, что предстоит труду за письменным столом. Об этой-то работе, которую надо выпол нить прежде, чем взять перо в руки, и начинается речь. Раскрыта хорошая книга, одна-две страницы, и вот мы уже среди ее героев, видим их лица, фигуры, одежду, слы шим их речи, вместе с ними смеемся и плачем, и замираем в волнении, когда они вступают в схватку со своими вра гами, которые теперь становятся также и нашими врагами. Перед нами давно уже нет ни букв, ни строчек, мы перенеслись в новый мир, мы рядом с героями книги, вместе с ними идем по тайге, вместе с ними ра ботаем в цехе, бок о бок скачем по сте пи на конях. И мы клянемся себе, что всегда и во всем будем такими же, как наши любимые герои. И это не пустые клятвы. Поверьте, мы будем жить, как они. Однако не все книги обладают подоб ной чудесной силой, чтобы полюбить или возненавидеть героев, о которых мы про читали, прежде всего надо увидеть их. Не увидим, не представим — и некого нам будет любить, некого ненавидеть. А увидеть можно лишь тех героев, которых автор представил в своем воображении как живых, да и «приковал словами к бумаге». На Всесоюзном совещании литерато ров, пишущих на колхозные темы, один из участников заявил: «Сколько есть ге роев, которые лишены даже портрета. Вот и попадаются в книгах многих авто ров герои-невидимки. Кроме героев-не- видимок, во многих произведениях есть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2