Сибирские огни, 1959, № 10

характеристике? И берешь все вымары­ ваешь..> . Прислушайтесь, на этом семинаре уже не говорят, что искусство есть мы­ шление в образах. Здесь утверждают не­ что противоположное. Сидят «молодые» и раздумывают, надо или не надо изо­ бражать героев. «Так ли это обязатель­ но?» Может быть, прав тот товарищ, ду­ мают они, который стыдится изображать своих персонажей? Может быть, и в са­ мом деле есть что-то постыдное в мышле­ нии образами? За одним столом с этими «молодыми», говорится в статье, сидит «прозаик с большим именем», а рядом с ним «ма­ ститый критик». Так что же они сказа­ ли, когда начинающие писатели ломали голову, стыдно или не стыдно мыслить образами? Нат. Соколова утверждает, что все это были такие новые, такие неожиданные вопросы, что на них ни у кого не на­ шлось ответа. Но только что же в этих вопросах но­ вого? В. Белинский писал: «Искусство есть непосредственное созерцание истины или мышление в образах. В развитии этого определения искус­ ства заключается вся теория искусства: его сущность, его разделение на роды, равно как условия и сущность каждого рода». Иначе говоря, теория литературы (являющаяся частью теории искусства) может быть создана лишь в развитии этого определения. Развить определение, объяснить с его помощью сущность и ро­ ды искусства — это и значит создать теорию. Но только прежде, чем объяс­ нять искусство образным мышлением, надобно понять, что такое образное мыш­ ление, установить закономерности, ко­ торым оно подчиняется. Прежде, чем соз­ давать теорию искусства, нужно понять, как художник мыслит образами, то есть создать теорию образного мышления. Могут сказать, образы — это карти­ ны, возникающие в сознании художника. О чем здесь еще говорить? Какая тут нужна теория? Что еще добавить к этому? Однако о том, как мыслит писатель об­ разами, почему он мыслит картинами, а не логическими понятиями, как и поче- ко тот, кто может увидеть своих героев, каков смысл этих перевоплощений, како­ ва роль логического мышления в созда­ нии художественного произведения, мож­ но сказать бесконечно много. В этой нашей работе, адресованной прежде всего «начинающим», мы хотели показать важность и значительность этих вопросов, рассказать, что мыслить образами не зазорно, что писатель толь­ ко тот, кто может увидеть своих героев, как живых, что в этом видении и заклю­ чается главная работа писателя. Пока это еще не теория образного мышления, но мы убеждены, что такая теория непременно будет разработана. Чтобы понять, как создается литератур­ ное произведение, сначала необходимо понять, как писатель мыслит образами. Таков завет В. Белинского. Мышление без образов — Не художественно, —сказал Лев Николаевич .— Я должен видеть этих людей, раз это художест­ венное произведение, а я их не представляю, Н . Н . Гусев. Два года с Л. Н. Толстым. Иногда полагают, что работа писате­ ля в том и заключается, чтобы писать. Но это слишком поспешное заключение. Так уже сразу писать да писать... Есть нечто бесконечно большее, что предстоит труду за письменным столом. Об этой-то работе, которую надо выпол­ нить прежде, чем взять перо в руки, и начинается речь. Раскрыта хорошая книга, одна-две страницы, и вот мы уже среди ее героев, видим их лица, фигуры, одежду, слы­ шим их речи, вместе с ними смеемся и плачем, и замираем в волнении, когда они вступают в схватку со своими вра­ гами, которые теперь становятся также и нашими врагами. Перед нами давно уже нет ни букв, ни строчек, мы перенеслись в новый мир, мы рядом с героями книги, вместе с ними идем по тайге, вместе с ними ра­ ботаем в цехе, бок о бок скачем по сте­ пи на конях. И мы клянемся себе, что всегда и во всем будем такими же, как наши любимые герои. И это не пустые клятвы. Поверьте, мы будем жить, как они. Однако не все книги обладают подоб­ ной чудесной силой, чтобы полюбить или возненавидеть героев, о которых мы про­ читали, прежде всего надо увидеть их. Не увидим, не представим — и некого нам будет любить, некого ненавидеть. А увидеть можно лишь тех героев, которых автор представил в своем воображении как живых, да и «приковал словами к бумаге». На Всесоюзном совещании литерато­ ров, пишущих на колхозные темы, один из участников заявил: «Сколько есть ге­ роев, которые лишены даже портрета. Вот и попадаются в книгах многих авто­ ров герои-невидимки. Кроме героев-не- видимок, во многих произведениях есть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2