Сибирские огни, 1959, № 10
(Заметки о писательском труде) В. М и х а й л о в МЫШ Л ЕН И Е В О Б РА ЗА Х Вступление Начинающий писатель мечтает о своей хорошей книге. Но как ее написать? Хо телось бы ему знать, как настоящий писатель создает чудесные образы, ко торыми наполнен его роман, как он ле пит живые фигуры своих героев, все эти удивительные картины, сцены. Искус ством, мастерством, умением подбирать наилучшие, наивыгоднейшие слова? Ведь писателей так и называют мастерами сло ва. Но почему иногда также утвержда ют, что это искусство слова — дело вто ростепенное, не самое главное, что преж де, чем учиться писать, надо научиться представлять, что не слово порождает образ, а слово определяется образом? Кто-то из старших товарищей в ответ на это снисходительно замечает: — О чем ломать голову? Все так про сто и ясно. В литературе нет общих ре цептов. Каждый работает так, как ему нравится, как подсказывает его индиви дуальность. Поэтому-то и даются разные объяснения. Одни авторы идут от слова к образу, другие находят особые пути в творчестве. И так можно, и этак. У нашего «начинающего» современ ный образ мышления. Он воспитан на логике точных наук и теперь повсюду ищет кратких, определенных, недвусмыс ленных ответов. Однако в рассуждениях его товарищей, очевидно, больше поэзии, чем логики. Можно ли понимать эти объ яснения так, что вкусы писателя, его склонности выше закономерностей твор чества, что этим закономерностям мож но и не подчиняться? Как это иначе по нимать, если у каждого писателя «свои рецепты»? Герою нашего вступления все это ка жется очень неясным, странным. Он ожидал, что ему расскажут о необходи мостях, которым подчиняется писатель, а ему вместо этого рассказывают о же ланиях писателя: «Он так пишет, так ра ботает потому, что ему так нравится...». В памяти сохранилось хрестоматийное определение: «Искусство есть мышление в образах». С тех пор перечитано мно жество критических статей. В них слово «образ» употреблялось как будто в ка ком-то новом значении. В. Белинский го ворил о внутреннем видении писателя, о картинах, возникающих в его созна нии, а здесь чаще всего речь шла о том, как составить образ из слов, как по строить фразу, которая могла бы вы звать у читателя какую-то определенную картину. Даже больше того. Нашему начинаю щему уже приходилось слышать, что со временному писателю образы даже и не нужны, что весь этот разговор о них все го лишь идеалистическая, никому не нуж ная выдумка гегельянца Белинского. Иные товарищи говорили об этом смело, развязно, даже с некоторой гордостью (вот, мол, до чего додумались). Вопросы образного мышления чрез вычайно важны. Разобраться в них, вы брать сейчас верное направление, оче видно, означает определить всю свою дальнейшую писательскую судьбу. Од нако это трудные вопросы. Иногда со берутся вместе несколько товарищей, влюбленных в литературу, чтобы пораз мыслить над этим, заспорят и такого на говорят, что вовсе перестанешь пони мать, как работает писатель и нужны ему образы или не нужны. — Если подумать, — заявляет один из них, — то, может быть, образы и ни к чему. Зачем они? Так, только лиш няя морока с ними. Образ создается из слов, так над словом и надо работать. «Вот Сергея упрекали сегодня, что у не го нет портретов, что героев почти не видишь, не представляешь себе, какие они, как выглядят... А если разобрать ся — так ли это обязательно?» (Это совсем не выдуманные разгово ры. Об этом и кавычки говорят. Это раз говоры молодых писателей на семинаре, как они сочувственно цитируются Нат. Соколовой в статье «Портрет литератур ного героя», «Молодая гвардия», № 5, 1957 г.). Тут поднимается этот самый Сергей, о котором только что шла речь, и заяв ляет: «Я, когда принимаюсь'за портрет, испытываю стыд от необходимости пи сать: низкий—коренастый, высокий — худой, одетый в серый костюм, одетый в коричневый костюм. А не все ли рав но, коричневый или серо-буро-полосатый? Что это, собственно, прибавляет к его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2