Сибирские огни, 1959, № 10

но и театра. В Каире две киностудии,— Аль-Ахрам и Галаль, с национальными кадрами режиссеров, операторов, акте­ ров и 117 кинотеатров. Египетское кино страдает от конкуренции кинокомпаний Голливуда, но тем не менее киностудии выпускают около 100 художественных фильмов в год. Кинокартины, отражаю­ щие современную жизнь народа («Встре­ ча со счастьем», «Борьба в долине», «Сын Нила», «Я свободна») пользуются большим успехом у египтян. В Каире есть театр оперы. В 1871 году в нем была впердые поставлена «Аида», написанная Верди по специаль­ ному заказу египетского правительства в честь окончания постройки Суэцкого канала. Театры совершают поездки по горо­ дам и селам страны. Они показывают пьесы, высмеивающие пороки зажиточ­ ных слоев населения, рассказывающие о праве женщины работать на произ­ водстве на одинаковых условиях с муж­ чиной, о вреде предрассудков и суеве­ рий, о больших изменениях в жизни египетского народа. Каирские студенты нам рассказали о том, какую большую роль сыграли теат­ ры в 1956 году, во время борьбы егип­ тян с агрессорами. Тогда театры по всей стране бесплатно показывали спектакли — «Кровавый Данешвай», «Народная борьба», «Священное знамя» и другие — о героическом прошлом египетского народа, о его мужестве и стойкости. Народ Египта, особенно интеллиген­ ция, с большим интересом следят за развитием советской науки и культуры. Незадолго до нашего приезда в Египте гастролировали артисты советского цир­ ка и группа артистов балета Большого театра СССР. Арабские газеты и жур­ налы высоко оценили искусство совет­ ских артистов. На экранах кинотеатров часто идут советские фильмы. Так в период нашего пребывания в Каире шел фильм «Тихий Дон». Один из театров готовил поста­ новку пьесы Гоголя «Ревизор». Интересно реагировали египтяне на то, что мы — сибиряки. Господин Али, когда узнал, что мы из Сибири, вос­ кликнул: — О да, я слышал о Сибири, но ведь это край тюрем! Неужели вы оттуда? — И переводя глаза с одного на другого новосибирца, добавил шутливо: — Со­ всем не похоже, что вы из тюрьмы. И, помолчав, сказал: — Да, нам многое нужно еще пере­ смотреть: англичане все перепутали в нашем сознании. Уезжали мы из Каира уже не поез­ дом, а на автобусах по магистральной автостраде через знойные пески Ливий­ ской пустыни. Дорога шла мимо пира­ миды, затем по гребню песчаного холма, с высоты которого мы последний раз по­ смотрели на опоясанный тенистыми са­ дами Каир. Через некоторое время нас целиком поглотила пустыня. Картина незабывае­ ма. Ничего вокруг: ни растительности, ни людей. Бескрайняя желтизна песка, кое-где поросшего колючками... и так до самой Александрии. В 10 часов вечера 14 мая теплоход отчалил от берегов Египта. И долго еще мы слышали прощальные возгласы, ви­ дели, как нам махали платками, сигна­ лили фарами машин. Наконец, наступи­ ла полная темнота, а мы еще стояли на палубе под впечатлением этих прово­ дов и всего виденного. В памяти возник массивный гранит­ ный монумент «Пробуждение Египта». Он изображает поднявшегося на перед­ ние лапы сфинкса, которого обняла за шею женщина. Правая рука египтян­ ки, снявшей чадру, протянута вперед. Монумент символизирует пробуждение Египта, в тяжелой борьбе завоевавшего право жить по-своему.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2