Сибирские огни, 1959, № 10
ТСак на плоту. И вот в таких условиях проходили не один километр. Да и впере ди ждут такие же места. Но теперь они не будут для нас новостью: знаем, как через них пробраться. — Иван Григорьевич, строители неф тепровода на одном месте долго не жи вут. Всегда в пути. А ведь у вас есть семейные люди. Как с ними? — Многие двигаются с семьями. Ре бят школьного возраста устраивают на наших близлежащих опорных пунктах, а дошколята передвигаются вместе с нами. — Этим малышам, — шучу я, — в школе географию будет легче изучать. — Вот, вот. На практике пройдут ее. Кстати, скоро мы переберемся на новый участок — от станции Тайга до Ачинска. Там всем придется заново географию изучать. Мы привыкли по степи идти, а теперь пойдем сплошной тайгой. Будем вырубать лес, раскорчевывать... Да и местность пересеченная — много оврагов, речушек. В эту минуту Ивана Григорьевича срочно вызвали на площадку, и наш раз говор оборвался. В числе ветеранов стройки, прошед ших путь от Урала до Омска, Бояринов назвал машиниста-трубоукладчика Ели сеева. Ну, раз сказано «ветеран», то я и представил его себе солидным, пожилым человеком. А этому ветерану оказалось всего двадцать пять лет. Петр Елисеев вернулся с трассы под вечер. У него что-то случилось с трубо укладчиком, и поэтому был он не в духе. Но разве может долго хмуриться моло дой, здоровый человек. Через пять ми нут, отогревшись у печурки, Петр, бала гуря, уже рассказывал о себе. — Государство для меня и папа и ма ма. Правда, вначале я сыновней благо дарностью не отличался: не раз бегал из детского дома. Однажды вот так убежал, да и явился в гараж, где когда-то отец ра ботал. В Свердловске дело было. Увидел меня, грязного, оборванного, начальник гаража Иван Иванович Рудаков и велел накормить, одеть. Так и остался я там, усыновили меня шоферы. Уеду с кем-ни будь в рейс и катаюсь день-два. Рудаков заметил, что меня все к машинам тянет, и определил учеником к трактористу. Потом на курсы послали. Вот так и стал водить трактор. На строительство нефте провода пришел в пятидесятом году, ког да начинали самую первую нитку тянуть. И Елисеев рассказал, как монтажни ки прокладывали трубопровод через Уральский хребет. Кручи, груды камней, вековые деревья... Трубоукладчики при ходилось буксировать по крутым скло нам мощными тракторами «С-80». Бук вально метр за метром продвигались монтажники вперед. — А вот это наш самый молодой элек тросварщик Андрей Дюгаев, — сказал прораб Александр Кривопатер. Я обернулся. В вагончик входил рос лый человек, лет... ну, не меньше со рока. Великую Отечественную войну Дюгаев кончил командиром батальона. Демоби лизовавшись, работал снабженцем. По том вдруг решил, что это нестоящее для него, бывшего офицера, дело, и подал за явление в школу механизации сельского хозяйства. — Вот и пошел в сорок лет учить ся, — пояснил Дюгаев. — Сюда, на строительство нефтепровода, попал уже трактористом. А сейчас варим пома леньку. Впоследствии Бояринов расшифровал мне, что означает это «помаленьку». За смену полагается сварить тринадцать стыков. А Дюгаев, самый молодой, не смотря на свои сорок лет, автосварщик, довел выработку до сорока стыков. — Он и Дубко Петр всех своих учите лей за пояс заткнули, — подытожил Бо яринов. С Дубко я познакомился раньше. Слу чилось это так. В управлении треста «Омскнефтепроводстрой» мне сказали, что на трассе работают, в основном, одни мужчины. И вдруг на площадке, где шла автоматическая сварка, я увидел моло дую женщину. Голубоглазая, с покрытой инеем кокетливой прядкой волос, она выглядела среди огромных труб хруп ким подростком. «Вот уж неподходящее м е с т о для женщины», — невольно подумал я. А женщина быстро и толково помога ла пареньку в брезентовой куртке мон тажника управлять автоматическим сва рочным аппаратом. Я подошел к ним. Кончив варить стык, паренек отрекомендовался: — Петр Дубко. Работница, ее звали Валентиной, ока залась его женой. Как-то пришла Валентина на площад ку к мужу. Увидела мощные трубоук ладчики, тягачи, подвозившие «плети» труб на трассу, послушала рассказы монтажников о том, как прокладывался нефтепровод по кручам Урала, как фор сировались Куинбарские болота, и ее то же потянуло на площадку. Что за работа у нее! Сиди и продавай входные билеты в парк культуры. Скуч но! А главное — здесь она может боль ше принести пользы. И однажды, когда Петр, вернувшись с работы, с наслаждением плескался под умывальником, Валентина сказала: — Может быть, ты будешь возражать, но я все равно пойду работать вместе с тобой. И так горячо это было сказано, что Петр понял: возражать бесполезно. — Ну что ж! Поговорю завтра с на чальником участка. Так Валя очутилась на стройке само го большого в стране нефтепровода Туймазы—Омск—Иркутск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2