Сибирские огни, 1959, № 10

ТСак на плоту. И вот в таких условиях проходили не один километр. Да и впере­ ди ждут такие же места. Но теперь они не будут для нас новостью: знаем, как через них пробраться. — Иван Григорьевич, строители неф­ тепровода на одном месте долго не жи­ вут. Всегда в пути. А ведь у вас есть семейные люди. Как с ними? — Многие двигаются с семьями. Ре­ бят школьного возраста устраивают на наших близлежащих опорных пунктах, а дошколята передвигаются вместе с нами. — Этим малышам, — шучу я, — в школе географию будет легче изучать. — Вот, вот. На практике пройдут ее. Кстати, скоро мы переберемся на новый участок — от станции Тайга до Ачинска. Там всем придется заново географию изучать. Мы привыкли по степи идти, а теперь пойдем сплошной тайгой. Будем вырубать лес, раскорчевывать... Да и местность пересеченная — много оврагов, речушек. В эту минуту Ивана Григорьевича срочно вызвали на площадку, и наш раз­ говор оборвался. В числе ветеранов стройки, прошед­ ших путь от Урала до Омска, Бояринов назвал машиниста-трубоукладчика Ели­ сеева. Ну, раз сказано «ветеран», то я и представил его себе солидным, пожилым человеком. А этому ветерану оказалось всего двадцать пять лет. Петр Елисеев вернулся с трассы под вечер. У него что-то случилось с трубо­ укладчиком, и поэтому был он не в духе. Но разве может долго хмуриться моло­ дой, здоровый человек. Через пять ми­ нут, отогревшись у печурки, Петр, бала­ гуря, уже рассказывал о себе. — Государство для меня и папа и ма­ ма. Правда, вначале я сыновней благо­ дарностью не отличался: не раз бегал из детского дома. Однажды вот так убежал, да и явился в гараж, где когда-то отец ра­ ботал. В Свердловске дело было. Увидел меня, грязного, оборванного, начальник гаража Иван Иванович Рудаков и велел накормить, одеть. Так и остался я там, усыновили меня шоферы. Уеду с кем-ни­ будь в рейс и катаюсь день-два. Рудаков заметил, что меня все к машинам тянет, и определил учеником к трактористу. Потом на курсы послали. Вот так и стал водить трактор. На строительство нефте­ провода пришел в пятидесятом году, ког­ да начинали самую первую нитку тянуть. И Елисеев рассказал, как монтажни­ ки прокладывали трубопровод через Уральский хребет. Кручи, груды камней, вековые деревья... Трубоукладчики при­ ходилось буксировать по крутым скло­ нам мощными тракторами «С-80». Бук­ вально метр за метром продвигались монтажники вперед. — А вот это наш самый молодой элек­ тросварщик Андрей Дюгаев, — сказал прораб Александр Кривопатер. Я обернулся. В вагончик входил рос­ лый человек, лет... ну, не меньше со­ рока. Великую Отечественную войну Дюгаев кончил командиром батальона. Демоби­ лизовавшись, работал снабженцем. По­ том вдруг решил, что это нестоящее для него, бывшего офицера, дело, и подал за­ явление в школу механизации сельского хозяйства. — Вот и пошел в сорок лет учить­ ся, — пояснил Дюгаев. — Сюда, на строительство нефтепровода, попал уже трактористом. А сейчас варим пома­ леньку. Впоследствии Бояринов расшифровал мне, что означает это «помаленьку». За смену полагается сварить тринадцать стыков. А Дюгаев, самый молодой, не­ смотря на свои сорок лет, автосварщик, довел выработку до сорока стыков. — Он и Дубко Петр всех своих учите­ лей за пояс заткнули, — подытожил Бо­ яринов. С Дубко я познакомился раньше. Слу­ чилось это так. В управлении треста «Омскнефтепроводстрой» мне сказали, что на трассе работают, в основном, одни мужчины. И вдруг на площадке, где шла автоматическая сварка, я увидел моло­ дую женщину. Голубоглазая, с покрытой инеем кокетливой прядкой волос, она выглядела среди огромных труб хруп­ ким подростком. «Вот уж неподходящее м е с т о для женщины», — невольно подумал я. А женщина быстро и толково помога­ ла пареньку в брезентовой куртке мон­ тажника управлять автоматическим сва­ рочным аппаратом. Я подошел к ним. Кончив варить стык, паренек отрекомендовался: — Петр Дубко. Работница, ее звали Валентиной, ока­ залась его женой. Как-то пришла Валентина на площад­ ку к мужу. Увидела мощные трубоук­ ладчики, тягачи, подвозившие «плети» труб на трассу, послушала рассказы монтажников о том, как прокладывался нефтепровод по кручам Урала, как фор­ сировались Куинбарские болота, и ее то­ же потянуло на площадку. Что за работа у нее! Сиди и продавай входные билеты в парк культуры. Скуч­ но! А главное — здесь она может боль­ ше принести пользы. И однажды, когда Петр, вернувшись с работы, с наслаждением плескался под умывальником, Валентина сказала: — Может быть, ты будешь возражать, но я все равно пойду работать вместе с тобой. И так горячо это было сказано, что Петр понял: возражать бесполезно. — Ну что ж! Поговорю завтра с на­ чальником участка. Так Валя очутилась на стройке само­ го большого в стране нефтепровода Туймазы—Омск—Иркутск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2