Сибирские огни, 1959, № 10
пролегает еще одна гигантская маги страль — подземная. Всего одни сутки идет поезд от Урала до великой сибирской реки Иртыш. А строителям нефтепровода Туймазы — Омск потребовались месяцы напряжен ного труда, чтобы километр за километ ром преодолеть этот же путь. 9 января 1956 года башкирская нефть впервые «постучалась» в ворота Сибири, по тысячекилометровому трубо проводу пришла в Омск, где к тому вре мени уже вступили в строй первые тех нологические установки гиганта-нефтеза вода. А те, кто построил эту подземную ма гистраль, в который раз уже упаковали свои чемоданы. Путь одних лежал даль ше на восток, к Байкалу, другие возвра щались назад, чтобы снова пройти от Урала к Иртышу, прокладывая вторую магистраль для башкирской нефти. ...Еще подъезжая к станции, я обра тил внимание на видневшиеся влево от железнодорожного полотна полевые ва гончики, палатки, гусеничные тракто ры. Вот так выглядели несколько лет на зад целинные совхозы! «Участок Бояринова, — догадался я. — Это его монтажники прокладывают здесь трубы». Лагерь монтажников (иначе его и не назовешь) встретил меня огнями элект росварки, звоном металла. Рабочий день был в разгаре. Гусеничные тракторы с подъемными устройствами — так назы ваемые трубоукладчики — легко подхва тывали многотонные стальные трубы и переносили их на особую площадку. Здесь сварщики соединяли по три трубы в одно звено — «плеть», как его иначе называют. Окончательную сварку стыков труб производят особые автоматические агрегаты. И вот «плеть», сверкая свеже- наложенными швами, скатывается с площадки. Отсюда ее путь на трассу, где трубоукладчики уложат все звенья в од ну «нитку», а сварщики сварят стыки. В одном из вагончиков, где жарко пы лала железная печурка, помещалась кон тора участка. Здесь я и встретил Ивана Григорьевича Бояринова — начальника участка. Он только сейчас откуда-то при ехал и, еще не успев снять полушубок, сел с прорабом Александром Кривопате- ром за стол — уточнять списки тех, кто будет перебазироваться на новый участок трассы — в Красноярский край. — Да, скоро снова в путь, — подтвер дил Бояринов. Казалось, он рад тому, что опять нуж но переезжать на новое место, разме щать там рабочих, искать квартиру са мому. Если понятна в подобных случаях радость молодых людей, жаждущих по знакомиться с новыми местами, то ведь Бояринов находится в таком возрасте, о котором принято говорить «преклон ный». Однако он решительно не хочет считаться с годами. Порой, когда уж очень много свалится на его голову не приятностей, Иван Григорьевич любит пошуметь, что у него пенсионная книжка уже лежит в кармане, что хватит с него, походил по трассе. Но это бывает не так часто, а главное — никто из окру жающих всерьез его слов не принимает. Знают, через несколько минут отойдет Иван Григорьевич и как ни в чем не бы вало займется обычными делами. На улице морозно, а в вагончике жар ко. Совсем по-домашнему потрескивают дрова в печурке. Иван Григорьевич снял, наконец, свой полушубок, закурил и стал рассказывать. — Зима — тяжелое для нас, монтаж ников, время. Для нас пурга, вьюги, мо розы — большое препятствие. Здесь бы вают такие заносы, что, стоя на сугробах, рукой достаешь до проводов телефонной связи. Один трактор вытаскиваешь дву мя другими. Сварщики продвигаются вдоль нитки по пояс в снегу. И все же работы мы выполняем в срок. У нас “на участке достаточно старых монтажников, которые прошли всю трассу — от Урала до Омска. Так что это для нас не но вость. О машинисте-трубоукладчике Ели сееве, сварщиках-потолочниках Марке- еве, Афонине и других без преувеличе ния можно сказать, что за их спинами остались тысячи пройденных вдоль трас сы километров. Неплохо работают и мо лодые товарищи. Вместе с нашими ста риками они растут, закаляются, привы кают к трудностям... Пока до Иркутска дойдут, станут опытными учителями для следующей смены. — Вы, Иван Григорьевич, говорите, что зимой тяжело работать. Значит, ле том легче? — Это зависит от участка. На сухих, незаболоченных местах работать одно удовольствие. А вот когда подходишь к заболоченным местам, тогда лето хуже зимы. Встречаются такие болота, что сварщикам приходится буквально пла вать на воде. И ведь до чего додумались! Брали от автомобиля камеры, надували. Затем на камеру укладывали лист фане ры. А моторист придерживал этот попла вок веревкой, чтобы не унесло по ветру, когда сварщик занимается своим делом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2