Сибирские огни, 1959, № 10

пролегает еще одна гигантская маги­ страль — подземная. Всего одни сутки идет поезд от Урала до великой сибирской реки Иртыш. А строителям нефтепровода Туймазы — Омск потребовались месяцы напряжен­ ного труда, чтобы километр за километ­ ром преодолеть этот же путь. 9 января 1956 года башкирская нефть впервые «постучалась» в ворота Сибири, по тысячекилометровому трубо­ проводу пришла в Омск, где к тому вре­ мени уже вступили в строй первые тех­ нологические установки гиганта-нефтеза­ вода. А те, кто построил эту подземную ма­ гистраль, в который раз уже упаковали свои чемоданы. Путь одних лежал даль­ ше на восток, к Байкалу, другие возвра­ щались назад, чтобы снова пройти от Урала к Иртышу, прокладывая вторую магистраль для башкирской нефти. ...Еще подъезжая к станции, я обра­ тил внимание на видневшиеся влево от железнодорожного полотна полевые ва­ гончики, палатки, гусеничные тракто­ ры. Вот так выглядели несколько лет на­ зад целинные совхозы! «Участок Бояринова, — догадался я. — Это его монтажники прокладывают здесь трубы». Лагерь монтажников (иначе его и не назовешь) встретил меня огнями элект­ росварки, звоном металла. Рабочий день был в разгаре. Гусеничные тракторы с подъемными устройствами — так назы­ ваемые трубоукладчики — легко подхва­ тывали многотонные стальные трубы и переносили их на особую площадку. Здесь сварщики соединяли по три трубы в одно звено — «плеть», как его иначе называют. Окончательную сварку стыков труб производят особые автоматические агрегаты. И вот «плеть», сверкая свеже- наложенными швами, скатывается с площадки. Отсюда ее путь на трассу, где трубоукладчики уложат все звенья в од­ ну «нитку», а сварщики сварят стыки. В одном из вагончиков, где жарко пы­ лала железная печурка, помещалась кон­ тора участка. Здесь я и встретил Ивана Григорьевича Бояринова — начальника участка. Он только сейчас откуда-то при­ ехал и, еще не успев снять полушубок, сел с прорабом Александром Кривопате- ром за стол — уточнять списки тех, кто будет перебазироваться на новый участок трассы — в Красноярский край. — Да, скоро снова в путь, — подтвер­ дил Бояринов. Казалось, он рад тому, что опять нуж­ но переезжать на новое место, разме­ щать там рабочих, искать квартиру са­ мому. Если понятна в подобных случаях радость молодых людей, жаждущих по­ знакомиться с новыми местами, то ведь Бояринов находится в таком возрасте, о котором принято говорить «преклон­ ный». Однако он решительно не хочет считаться с годами. Порой, когда уж очень много свалится на его голову не­ приятностей, Иван Григорьевич любит пошуметь, что у него пенсионная книжка уже лежит в кармане, что хватит с него, походил по трассе. Но это бывает не так часто, а главное — никто из окру­ жающих всерьез его слов не принимает. Знают, через несколько минут отойдет Иван Григорьевич и как ни в чем не бы­ вало займется обычными делами. На улице морозно, а в вагончике жар­ ко. Совсем по-домашнему потрескивают дрова в печурке. Иван Григорьевич снял, наконец, свой полушубок, закурил и стал рассказывать. — Зима — тяжелое для нас, монтаж­ ников, время. Для нас пурга, вьюги, мо­ розы — большое препятствие. Здесь бы­ вают такие заносы, что, стоя на сугробах, рукой достаешь до проводов телефонной связи. Один трактор вытаскиваешь дву­ мя другими. Сварщики продвигаются вдоль нитки по пояс в снегу. И все же работы мы выполняем в срок. У нас “на участке достаточно старых монтажников, которые прошли всю трассу — от Урала до Омска. Так что это для нас не но­ вость. О машинисте-трубоукладчике Ели­ сееве, сварщиках-потолочниках Марке- еве, Афонине и других без преувеличе­ ния можно сказать, что за их спинами остались тысячи пройденных вдоль трас­ сы километров. Неплохо работают и мо­ лодые товарищи. Вместе с нашими ста­ риками они растут, закаляются, привы­ кают к трудностям... Пока до Иркутска дойдут, станут опытными учителями для следующей смены. — Вы, Иван Григорьевич, говорите, что зимой тяжело работать. Значит, ле­ том легче? — Это зависит от участка. На сухих, незаболоченных местах работать одно удовольствие. А вот когда подходишь к заболоченным местам, тогда лето хуже зимы. Встречаются такие болота, что сварщикам приходится буквально пла­ вать на воде. И ведь до чего додумались! Брали от автомобиля камеры, надували. Затем на камеру укладывали лист фане­ ры. А моторист придерживал этот попла­ вок веревкой, чтобы не унесло по ветру, когда сварщик занимается своим делом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2