Сибирские огни, 1959, № 10
крупнейших новостроек пятой пятилетки начала давать промышленную продук цию». * * * Новостройка была действительно гран диозна. Характерным для пейзажа нефтезаво да является множество труб. Они сте лются по земле, тянутся в воздухе по ме таллическим опорам. Куда ни взгля нешь — всюду трубы, трубы, трубы... Сотни километров труб! По ним беско нечным потоком текут нефть, керосин, бензин, дизельное топливо. Нефтяники говорят: «Наш завод со стоит,из одних труб». Это, конечно, шутка. Нефтеперераба тывающий завод — комплекс сложней шей аппаратуры. Только для того, чтобы пустить первые технологические установ ки, нужно было смонтировать пятьсот турбин, компрессоров, насосов самых различных марок, более тысячи различ ных аппаратов весом от пяти до ста восьмидесяти тонн. А если бы все трубопроводы, связы вающие установки друг с другом, с ре зервуарами и наливными эстакадами, вытянуть в одну линию, то она протяну лась бы от Омска до Новосибирска. Когда входишь на территорию завода, в глаза бросаются прежде всего выстро ившиеся словно по линейке серебристые башенки атмосферно-вакуумных трубча ток (АВТ). За ними протянулись корпуса устано вок с поэтическим названием «ЭЛОУ». Именно с них, электрообессоливающих установок, и начинает свой путь по за воду нефть после того, как пройдет ты сячекилометровую подземную магист раль и очутится в резервуарах. Нефть, добытая из недр 'земли, содер жит в себе воду с растворенными в ней солями. Количество воды в нефти со ставляет иногда несколько десятков про центов, а содержание солей в такой об водненной нефти достигает нескольких граммов на литр. Переработка обводненной и засолен ной нефти сложна и невыгодна. Ее тре буется очищать. Этот процесс и произ водится на ЭЛОУ. Обезвоженная и обессоленная нефть перекачивается на установки АВТ, где в специальной печи нагревается до трех сот градусов и затем поступает в огром ную башню, или, как ее называют неф тяники, колонну. Здесь происходит раз деление нефти на составные части. Пары бензина, как наиболее легкие, поднима ются в самый верх колонны, пары керо сина, имеющие больший удельный вес, распределяются ниже. Еще ниже собира ются тяжелые пары дизельного топли ва. После охлаждения пары- сгущаются в обычный жидкий бензин, керосин, ди зельное топливо, которые и перекачива ются в резервуары. В нижней части колонны остается ма зут. Но и он идет на переработку — в термические крекинг - установки. В ре зультате из мазута можно получить еще процентов 2 5—30 бензина, причем более высокого качества. Такова упрощенная схема перегонки нефти на современных нефтезаводах. Первые установки Омского нефтезаво да вступили в строй четыре года назад, а уже сейчас, чтобы обойти всю терри торию завода, пожалуй, не хватит дня. * * * Когда я впервые входил в кабинет на чальника цеха Александра Петровича Тимонина, то заранее подготовился к тому, что разговор придется вести на языке химических формул и, чтобы не ударить лицом в грязь, внимательней шим образом проштудировал статью «Нефтепереработка» из Большой Совет ской Энциклопедии. В кабинете как раз шел горячий раз говор. Но... слова употреблялись самые обычные. И чаще всего собеседники по минали «кипяченую воду». Как оказа лось, это санитарный врач и руководи тели цеха решали весьма и весьма слож ный вопрос: с одной стороны, на уста новках обязательно должна быть кипяче ная вода, с другой стороны, рабочие, об служивающие огнедышащие установки, отказываются ее пить — теплая. Когда санитарный врач вышел, на чальник цеха, словно извиняясь, пояс нил: — В этом особенность новых заво дов. Каждый день всплывает какая-ни будь нерешенная мелочь. Разговор зашел о работе цеха. — Трудности, конечно, были и есть... Но вот что надо учитывать... Из каких только городов здесь нет специалистов! Из Грозного, Куйбышева, Орска, Баку, Ярославля, Горького... И все знали, на что они меняют насиженные места. Но востройка всегда остается новостройкой со всеми вытекающими отсюда послед ствиями. Кстати, сам Тимонин приехал в Омск из Одессы. — Причина, побудившая переехать в Сибирь? Та же самая, что и у всех дру гих. Перспективы! Захотелось попробо вать силы на новом деле. Это ж будет громадный завод! * * * Людмила Рассохина —- омичка. В Ом ске она родилась и выросла. Когда в кругу подружек-школьниц заходил серь езный разговор о будущем, о призва нии, каких только планов нельзя было услышать! Одни мечтали стать врачами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2