Сибирские огни, 1959, № 10

л EOMMWWMY В . i t Ы II Я 1! О II ОМСК-ГОРОД НЕФТЕХИМИКОВ (Из блокнота корреспондента) Омск — город нефтехимиков. Эти слова сейчас ни у кого из омичей не вы­ зывают удивления. А несколько лет на­ зад вам ответили бы: «Что вы! Откуда в Омске нефть? Это вам не Баку». Кто возвращается в Омск после пяти­ шестилетнего отсутствия, тот бывает не­ мало поражен. Нет, он читал газеты, знал, что в Омске ведется строительство нефтезавода, — и все же то, что развер­ тывается перед его глазами, кажется изумительным. Не так давно здесь, за последними корпусами студенческих об­ щежитий сельскохозяйственного инсти­ тута, лежал пустырь. А дальше тяну­ лись картофельные поля, кустарники, снова поля. И вот на этом пустыре, где любили играть ребятишки, высятся бело­ каменные громады домов. По улицам нового города мчатся автомашины, с гро­ хотом бегут трамваи, мягко шуршат ре­ зиной по асфальту комфортабельные троллейбусы. А правее, у самого горизонта, раз­ вертывается величественная панорама огромного завода. * * * Тысячи тракторов, комбайнов, автома­ шин работают на полях Сибири. Сколь­ ко же требуется бензина, керосина, чтоб напоить эту стальную армаду, вдохнуть в нее жизйь! Бесконечным потоком шли сюда, в Сибирь, эшелоны с горючим. Ог­ ромные средства тратились на перевоз­ ки. Сама жизнь подсказывала: именно здесь, в Сибири, нужно строить завод, который мог бы выпускать все необходи­ мые нефтепродукты и освободить транс­ сибирскую железнодорожную магист­ раль для перевозок других народнохо­ зяйственных грузов. А утром 8 мая 1952 г. из дверей ом­ ской гостиницы «Октябрь» вышла груп­ па людей, которых поджидал открытый грузовой автомобиль. Это был первый выезд на место будущей стройки. К этому времени в Омск со всех кон­ цов страны уже съезжались строители. Они ехали сюда с Украины и Дальнего Востока, из Башкирии, Эстонии, Подмо­ сковья. Там, откуда они прибыли, уже вступили в строй гиганты-заводы, окру­ женные благоустроенными поселками. А здесь все надо было начинать сначала. Что ж, такова романтика строительной профессии. * * * Малышева — молодой инженер. Ког­ да^ началась Великая Отечественная война, ей было всего двенадцать лет и жила она в небольшом степном городке Гурьеве, протянувшем свои улицы по бе­ регам реки Урала. Тогда же, в годы вой­ ны, здесь началось строительство неф­ теперерабатывающего завода. Это собы­ тие и повлияло на всю дальнейшую жизнь Евгении Александровны. Детство ее закончилось рано. Умер отец, жить стало трудно. На семейном совете решили, что Женя бросит школу и поступит в техникум (там хоть стипен­ дию платили). Но выбирать было не из чего: в городе всего один техникум — нефтяной. Туда Женя и подала заявле­ ние. ...Строительство Гурьевского нефтеза­ вода закончилось в 1948 году. А еще че­ рез год сюда была назначена на долж­ ность оператора электрообессоливающей установки только что закончившая тех­ никум Евгения Малышева. Гурьевский завод был в то время не­ большим: одна электрообессоливающая установка (или ЭЛОУ), одна АВТ (атмос­ ферно-вакуумная трубчатка) и один кре­ кинг. Вот и весь завод. Шло время, Евгения Александровна

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2