Сибирские огни, 1959, № 10
— После Мария пирожками знатны ми угостила! — довольно жмурясь, за кончил свой немногословный рассказ Ни колай Косинов. Своеобразна фигура самого начальни ка Коршуновстроя, ленинградского инже нера Сергея Фомича Сиротова. Мнения о нем, до личной встречи, пришлось слы шать самые противоречивые: — Черствый человек1 — Руководитель большого масштаба и кругозора. — Помилуйте, пять шоферов сменил на своей «Победе». Никто с ним срабо таться не может. — Пунктуален, строг, требователен. Вот и не нравится разгильдяям. Слышал я о том, как бульдозергцик, планируя в поселке площадки, свалил дерево. Нерадивый рабочий получил строгий выговор в приказе по управле нию, был переведен в промышленную зону, а специально созданное звено нача ло лечить деревья с поврежденной ко рой, заботливо окутывать их стволы то лем. — Мы обязаны сберечь в городе каж дое деревце! —- объявил Сиротов. Слышал я и о том, как Сиротов четы режды проверял подготовку общежития к приему молодых рабочих, пока счел ее достаточной, как он входил во все де тали, вплоть до заправки постелей сплошь или «конвертиком». Сергей Фо мич запретил вывешивать в общежитии оскорбительные надписи-окрики: «Не ку рить!», «Не сорить!», справедливо пола гая, что молодежь — в большинстве со средним образованием, комсомольцы — сумеет поддерживать чистоту и порядок в своем доме без таких наставлений. Сергей Фомич оказался человеком не большого роста, очень подвижным и при ветливым. Голый череп, широкий лоб, сужающееся книзу остроконечное лицо с вольтеровскими ироническими складками в углах рта, кустистые брови над вы пуклыми серыми глазами делали внеш ность начальника строительства весьма запоминающейся. Ровно в восемь утра, как было обеща но накануне, минута в минуту, Сиротов заехал за мной, отправляясь в очередной объезд стройки. Вездеходная «Победа» быстро домчала нас в долину Коршуни- хи, к подножью железорудных сопок. — Вот наша кладовая, — сказал Си ротов, обведя широким жестом обе роп- ки. — Чуть прикрытая грунтом велико лепная руда. Снимай три-четыре метра земли и черпай, грузи! Ежегодная пере работка горной массы — пятьдесят че тыре миллиона тонн, в два-три раза боль ше, чем на подобных предприятиях в США, Канаде, Чили. Выдача руды — двенадцать миллионов тонн в год, кон центрата — пять миллионов тонн. — Впечатляющие цифры! — Да. Жаль одно: наш генеральный проектировщик «Гипроруда» ориенти руется на технику прошлых лет. Вывоз ка всей горной массы запроектирована по железнодорожным линиям. А ведь это — десятки километров путей, часть которых все время будет в перекидке, триста думпкаров, пятьдесят электрово зов, до тысячи человек эксплуатационно го персонала. И все это громоздкое хо зяйство можно заменить буквально дву мя сотнями тяжелых «МАЗов», сначала на сорок, а потом и на семьдесят тонн грузоподъемностью. Им нужны только железобетонные дороги. Гибкость, на дежность, экономия не менее пятидесяти миллионов рублей! — Но если проект так очевидно уста рел... — Эх, батенька мой, нелегко переубе дить проектировщиков! — вздохнул Сер гей Фомич. — Кому хочется ломать гото вый, утвержденный проект? Я выступал по этому вопросу в областной печати, на ответственном областном собрании. Обра тимся в Госплан СССР, в Ленинград ский обком партии... Ляжем костьми, но добьемся пересмотра проекта! В этот же день мы с Сиротовым по бывали в штольне, откуда в Красноярск на завод «Сибэлектросталь» были от правлены шестьсот тонн руды для про мышленного испытания. Проверка дала блестящие результаты. Содержание чи стого железа в концентрате составило 65 процентов, при ничтожной вредной примеси серы. В обледенелой, отслужившей свою службу штольне с прозеленевшим дере вянным креплением я нашел кусок руды. Темный обломок с острыми гранями так оттягивал руку, что излишне было спра шивать: руда ли это? Так вот к чему столько лет пробива лись геологи! Выбравшись из штольни, Сергей Фо мич показал мне, где пролягут со време нем железная дорога Тайшет — Лена и речка Коршуниха. Чтобы обезопасить дорогу от постоянных массовых взрывов в открытом карьере, ее упрячут в тон нель. Рядом, в другом тоннеле, будет течь Коршуниха. Ее придется отвести от карьера, ибо, срезав железные сопки, экскаваторы углубятся еще на триста метров ниже поверхности земли, выби рая руду... В 1959— 1961 гг. Коршуновстрой дол жен освоить 900 миллионов рублей. Этб позволит пустить первую очередь горно- обогатительного комбината. А в 1964 го ду сибирская Магнитка заработает на полную мощность. Третья металлургиче ская база на Востоке страны получит надежную сырьевую базу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2