Сибирские огни, 1959, № 10

— После Мария пирожками знатны­ ми угостила! — довольно жмурясь, за­ кончил свой немногословный рассказ Ни­ колай Косинов. Своеобразна фигура самого начальни­ ка Коршуновстроя, ленинградского инже­ нера Сергея Фомича Сиротова. Мнения о нем, до личной встречи, пришлось слы­ шать самые противоречивые: — Черствый человек1 — Руководитель большого масштаба и кругозора. — Помилуйте, пять шоферов сменил на своей «Победе». Никто с ним срабо­ таться не может. — Пунктуален, строг, требователен. Вот и не нравится разгильдяям. Слышал я о том, как бульдозергцик, планируя в поселке площадки, свалил дерево. Нерадивый рабочий получил строгий выговор в приказе по управле­ нию, был переведен в промышленную зону, а специально созданное звено нача­ ло лечить деревья с поврежденной ко­ рой, заботливо окутывать их стволы то­ лем. — Мы обязаны сберечь в городе каж­ дое деревце! —- объявил Сиротов. Слышал я и о том, как Сиротов четы­ режды проверял подготовку общежития к приему молодых рабочих, пока счел ее достаточной, как он входил во все де­ тали, вплоть до заправки постелей сплошь или «конвертиком». Сергей Фо­ мич запретил вывешивать в общежитии оскорбительные надписи-окрики: «Не ку­ рить!», «Не сорить!», справедливо пола­ гая, что молодежь — в большинстве со средним образованием, комсомольцы — сумеет поддерживать чистоту и порядок в своем доме без таких наставлений. Сергей Фомич оказался человеком не­ большого роста, очень подвижным и при­ ветливым. Голый череп, широкий лоб, сужающееся книзу остроконечное лицо с вольтеровскими ироническими складками в углах рта, кустистые брови над вы­ пуклыми серыми глазами делали внеш­ ность начальника строительства весьма запоминающейся. Ровно в восемь утра, как было обеща­ но накануне, минута в минуту, Сиротов заехал за мной, отправляясь в очередной объезд стройки. Вездеходная «Победа» быстро домчала нас в долину Коршуни- хи, к подножью железорудных сопок. — Вот наша кладовая, — сказал Си­ ротов, обведя широким жестом обе роп- ки. — Чуть прикрытая грунтом велико­ лепная руда. Снимай три-четыре метра земли и черпай, грузи! Ежегодная пере­ работка горной массы — пятьдесят че­ тыре миллиона тонн, в два-три раза боль­ ше, чем на подобных предприятиях в США, Канаде, Чили. Выдача руды — двенадцать миллионов тонн в год, кон­ центрата — пять миллионов тонн. — Впечатляющие цифры! — Да. Жаль одно: наш генеральный проектировщик «Гипроруда» ориенти­ руется на технику прошлых лет. Вывоз­ ка всей горной массы запроектирована по железнодорожным линиям. А ведь это — десятки километров путей, часть которых все время будет в перекидке, триста думпкаров, пятьдесят электрово­ зов, до тысячи человек эксплуатационно­ го персонала. И все это громоздкое хо­ зяйство можно заменить буквально дву­ мя сотнями тяжелых «МАЗов», сначала на сорок, а потом и на семьдесят тонн грузоподъемностью. Им нужны только железобетонные дороги. Гибкость, на­ дежность, экономия не менее пятидесяти миллионов рублей! — Но если проект так очевидно уста­ рел... — Эх, батенька мой, нелегко переубе­ дить проектировщиков! — вздохнул Сер­ гей Фомич. — Кому хочется ломать гото­ вый, утвержденный проект? Я выступал по этому вопросу в областной печати, на ответственном областном собрании. Обра­ тимся в Госплан СССР, в Ленинград­ ский обком партии... Ляжем костьми, но добьемся пересмотра проекта! В этот же день мы с Сиротовым по­ бывали в штольне, откуда в Красноярск на завод «Сибэлектросталь» были от­ правлены шестьсот тонн руды для про­ мышленного испытания. Проверка дала блестящие результаты. Содержание чи­ стого железа в концентрате составило 65 процентов, при ничтожной вредной примеси серы. В обледенелой, отслужившей свою службу штольне с прозеленевшим дере­ вянным креплением я нашел кусок руды. Темный обломок с острыми гранями так оттягивал руку, что излишне было спра­ шивать: руда ли это? Так вот к чему столько лет пробива­ лись геологи! Выбравшись из штольни, Сергей Фо­ мич показал мне, где пролягут со време­ нем железная дорога Тайшет — Лена и речка Коршуниха. Чтобы обезопасить дорогу от постоянных массовых взрывов в открытом карьере, ее упрячут в тон­ нель. Рядом, в другом тоннеле, будет течь Коршуниха. Ее придется отвести от карьера, ибо, срезав железные сопки, экскаваторы углубятся еще на триста метров ниже поверхности земли, выби­ рая руду... В 1959— 1961 гг. Коршуновстрой дол­ жен освоить 900 миллионов рублей. Этб позволит пустить первую очередь горно- обогатительного комбината. А в 1964 го­ ду сибирская Магнитка заработает на полную мощность. Третья металлургиче­ ская база на Востоке страны получит надежную сырьевую базу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2