Сибирские огни, 1959, № 1
-тельством книга А. Д. Фатьянова «Ир кутский художественный музей»1. История Иркутского художественно го музея охватывает значительный отре зок времени. Возникший из созданной в конце прошлого столетия небольшой частной картинной галереи В. П. Сука чева, он за годы Советской власти вы рос в крупнейшее хранилище художест венных ценностей и стал известным центром художественной культуры Во сточной Сибири. Достаточно сказать, что в его экспозиции находятся такие ше девры русской живописи, как «Портрет неизвестного» В. А. Тропинина, «Утро в Венеции» И. К. Айвазовского, «Ни щая» И. Е. Репина, «Портрет девушки» В. М. Васнецова, «Перелесок» И. И. Шишкина, многочисленные полотна В. Н. Бакшеева, И. Э. Грабаря, А. А. Рылова, С. В. Герасимова и других вид ных советских художников, оригиналы и превосходные копии картин мастеров зарубежного изобразительного искусст ва. В настоящее время число экспонатов музея превышает 5000 экземпляров, и число это растет с каждым днем за счет приобретения работ местных художни ков и пополнения из центральных фон дов. Характеристике длительного процесса собирания этих сокровищ и посвящена историческая часть труда А. Д. Фатья нова. С большим знанием дела автор излагает здесь и обобщает многочислен ные исторические факты, характеризую щие возникновение и развитие Иркут ского художественного музея, используя не только печатные источники, но и не вошедшие еще в научный обиход архив ные материалы. Особый интерес пред ставляют хранящаяся в архиве музея биография В. П. Сукачева, написанная его сыном В. В. Сукачевым, с которой читатель знакомится в обширных вы держках, и многочисленные письма, по лученные автором от известных -живо писцев и искусствоведов А. Н. Туруно- ва, К. И. Померанцева, П. П. Соколова- ■Скаля, И. Э. Грабаря, М. И. Авилова и других. Не меньший интерес представляют и разделы книги, посвященные экспозиции музея, ее выставочной и научно-исследо вательской деятельности. Подробно оха рактеризована массовая работа музея, учет, хранение и реставрация экспона тов. Все это сделано обстоятельно, исто рически достоверно, убедительно и до бротно. Следует, однако, с сожалением отме тить, что книга А. Фатьянова не свобод на от некоторых существенных, на наш взгляд, недостатков, которые значитель но суживают круг ее читателей. Автор прежде всего обращается к специалисту- искусствоведу и историку и явно недо 1 А. Д. Фатьянов. Иркутский художе- ствеиный музей. Иркутское книжное изда тельство , 1958, 122 стр. статочно учитывает запросы рядового читателя. Но противоречит ли действи тельно одно другому? Мы в этом не уве рены. Историческая скрупулезность ра боты и вызванное ею наличие обширного научного аппарата вполне совместимы с популярным и живым изложением. Культурный уровень нашего массового читателя в настоящее время настолько вырос, что исторические научные тонко сти ему вполне доступны при условии, что материал этот изложен компактно и ясно. Но эту компактность и ясность мы не всегда находим в рецензируемой кни ге. Не все имеющиеся в ней, например, приложения кажутся нам столь уж не обходимыми. Заметим кстати, что из . 121 страницы текста приложения зани мают 30 страниц и явно перегружают книгу. Материал некоторых из этих при ложений, в частности цифровые данные таблицы экспонатов и посещаемости му зея за 1920— 1957 годы, мог быть вполне приведен в главе книги, описы вающей историю Иркутского музея в. годы Советской власти. В газетных статьях, о которых шла речь, А. Фатьянов смог же в живой и увлекательной форме рассказать исто рию отдельных экспонатов музея. Вспо минаются его небольшие очерки о порт рете Г. Р. Державина (художник Тончи), об истории создания «Беглых в Сиби ри» К. А. Савицкого, статья «Ценный гобелен», о гобелене ручной работы, яв ляющемся копией с картины знаменито го фламандского живописца Ван-Дейка, вытканном крепостными вышивальщица ми XVIII века. Гобелен оказался в Ир кутске в результате длительного путе шествия: в 1805 году в Китай для тор говых переговоров была отправлена мис сия во главе с графом Головкиным. По сольство везло много ценных подарков китайскому императору, среди которых и находился вышеназванный гобелен. Но из-за грубого поведения Головкина по сольство китайским императором не бы ло принято, и оно вернулось в Иркутск, где предназначенные в подарок ценности были распроданы местным купцам. За мечательное творение крепостных ма стеров было приобретено иркутским го родским головой Сибиряковым, храни лось долго в генерал-губернаторском доме и в 1920 году было передано в Иркутский музей. В рецензируемой книге этих живых подробностей нет, история отдельных экспонатов ведется в слишком лаконич ной и сухой форме. Историк взял верх над искусствоведом и ценителем пре красного. В книге много маловырази тельных и шаблонных характеристик, ни в какой степени не передающих обаяние, красоту описываемых произведений ис кусства. О портрете Ермака говорится, что в нем «чувствуется индивидуальная характеристика реального человека» (стр. 44), о созданных неизвестным ма стером «Портрете Анны Леопольдовны»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2