Сибирские огни, 1959, № 1

ла задуманная им повесть «Хлеб». В сборнике помещено то, что он успел на­ писать, — полтора десятка страниц. И на этих немногих страницах В. Головин­ ский сумел живо и любовн нарисовать своих героев — людей простых, хоро­ ших и разных, наметил интересные кон­ фликты... Хотя действие только-только начинает разворачиваться, читаются эти страницы с интересом, потому что в них уже чувствуется художник. В. Головинскому не пришлось сказать многого в литературе. Но то, что он ус­ пел написать, полно любви к людям, к родной природе. Знакомство с неболь­ шим сборничком его очерков и расска­ зов обогащает душу читателя. И. Ф о н я н о в К Н И Ж К А П О И С К О В Г | ервую страницу первого сборни- 11 ка стихов молодого поэта всегда открываешь, словно дверцу в новый дом, где еще не бывал. И всегда волнуешься: кого-то найдешь за этой дверью? Умного собеседника или скучного резонера? Тре­ скучего крикуна или пламенного ора­ тора? Думается, что всякий, кто войдет в поэтический «дом», построенный моло­ дым новосибирцем Александром Кухно, в общем не пожалеет о новом знаком­ стве Г Многое в этой книжке может по­ радовать читателя. Еще раньше, чем мы доберемся до конца стихотворения, наше внимание привлекут крепко «сколочен­ ные» строфы: Мы идем на плотах . Не плывем — пролетаем по Бии. Так в в ерховь ях бы стра И порожиста Бия-река. Я не знаю , какие В тот день мы рекорды побили, Только смелыми стали наверн яка ... Нас не оставят равнодушными тонко подмеченные детали из мира природы: Незабудки... То ли выплыли Из ручья такие просини . То ли сосны небо выпили. Голубую смолку сбросили... Нельзя будет не отметить и стремле­ ние поэта разнообразить лексику, ритми­ ку стихов. Уже из приведенных приме­ ров видно, что автор пытается пользо­ ваться оригинальными, не избитыми рифмами. В отрывке из поэмы «Тишина» А. Кухно решается и на такой экспери­ 1 А. Кухно. Незабудок бры зги синие . Сти- хи. Новосибирское книжное и здательство . 1958. мент, как «перенос» рифмы из строки в строку: По горам тропа зигзагом Водит зной. Неоосвод слепит глаза Голубизной... Далеко не все удачно в этих опытах. Что ж, на то и поиски! Но самый факт пр'йстального внимания к технике стиха глубоко отраден — тем более, что иска­ ния в области формы у А. Кухно никог­ да не идут в ущерб содержанию. И, наконец, главное: в книжке есть хорошие стихотворения. Вот тут-то и на­ чинается самый серьезный разговор. На каком пути ждут поэта подлинные уда­ чи? От каких влияний и заблуждений ему предстоит освободиться? От пра­ вильного ответа на эти вопросы во мно­ гом зависит дальнейшая творческая судьба молодого писателя. Редкий поэт не начинает свой путь со стихов о природе. Это и понятно: ли­ рика природы имеет богатейшую тради­ цию в русской и мировой литературе. Трудно не поддаться очарованию луч­ ших ее образцов... В этом — счастье и... опасность для молодого поэта. Опасность — ибо слишком уж много протоптано дорожек в этой области поэзии и тем труднее найти свою, но­ вую, тем труднее отличить увиденное от прочитанного когда-то, «тему» от «вариаций», непосредственность — от литературщины. Александр Кухно придает, очевидно, принципиальное значение своим стихам о природе. Это подчеркнуто заглавием книжки —- кстати, на редкость неудач­ ным: «Незабудок брызги синие». Скажи автору, что его стихотворения «Хорошо шагать отавами», «Я знаю власть пред­ убеждений», «Снег», «Мне любых дорог дороже» и другие — литературны, и поэт моментально обидится. Ведь как буа^о бы в этих стихах все слова, все образы, все «находки» — «свои». А между тем, именно здесь мы встречаем­ ся с образцами литературщины — скрытой и поэтому вдвойне опасной. Я знаю власть предубеждений , Я знаю тайны естества . Приходят без предупреждений Неполнокровные слова... Так начинается одно из стихотворе­ ний. По всему словесному «строю» можно подумать, что поэт заводит ка­ кой-то очень важный разговор об отно­ шении к миру, к жизни. В ожидании та­ кого разговора мы готовы даже простить некоторую нелогичность в приведенной строфе: ведь первые две строки никак не связаны по мысли с последующими двумя... Но это — полбеды. Хуже другое: по прочтении стихотворения выясняется,, что вся «тяжелая артиллерия» много­ значительных псевдофилософских рече­ ний («власть предубеждений», «тайны естества», «говорящие цветы») привле­ чена для доказательства весьма баналь­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2