Сибирские огни, 1959, № 1
/ 1 ^ AJHUM 0ЮЖШ1 С. Щ е г л о в „ Н Л С Е В Е Р Е Д А Л Ь Н Е Л Л “ I / олыма... Кто не слышал рассказа *v о ней, кто не задумывался о бурной, суровой судьбе наших современ ников — колымчан, о стремительном развитии отдаленного, огромного, непри ветливого колымского края? Не прошло и тридцати лет, как первые советские исследователи-геологи ступили на эту богатую, пустынную, неисследованную землю. И вот передо мной четыре небольшие книжки в бумажном переплете. Три из них изданы в 1957, четвертая — в 1958 году. Это 6, 7, 8, 9-я книги Мага данского альманаха «На Севере Даль нем». С нетерпением раскрываешь каж дую книжку. Что-то расскажет она об овеянном романтикой колымском крае? 1957 год был не обычным, юбилейным годом. Наша страна, весь лагерь мира и социализма праздновали 40-летие Ок тябрьской революции. И где бы ни вы пускалось в этом году периодическое из дание, основным в нем являлся вопрос: что дала Советская власть родному краю? Стало быть, лежащие передо мной книги интересны вдвойне! Хотя обилие историко-публицистического материала, собранного в четырех книгах, так и под мывает начать наш обзор с него, но не будем нарушать установившегося в ре цензиях порядка. Итак, проза. Сегодняшняя Колцма, труд ее строи телей — этой важнейшей теме посвятил Георгий Васильев большую повесть «Дальние дороги». Да, тысячами кило метров измеряются колымские тракты. Ни почти у каждого из героев повести— своя дальняя дорога, и у большинства она уходит за пределы Магаданской об ласти, Нагаевской бухты. В самом деле, разве не дальняя дорога у молодого шофера Андрея Захарова, вскоре же по сле приезда на тракт избранного парт оргом? Вспомним, как он, впервые ис пользуя свое партийное право секрета ря, вызывает к себе бурного, напори стого, невыдержанного руководителя — главного инженера Морозова — и по беждает его спесь своим по-настоящему партийным поведением! Нет сомнений, большой путь впереди у этого человека. И разве не такие Андреи Захаровы яв ляются будущим нашей партии? А инженер Морозов, с его неукроти мой энергией, активным вмешательством во все дела производства с одной целью — улучшить их? И у него дорога дальняя. Не будем перечислять всех. Конечно, образы, созданные автором, не достигают той яркости, выпуклости, какой хотелось бы; много в них схема тичного, трафаретного. Но тот живой ин терес и сочувствие, которое испытыва ешь к лучшим персонажам, читая по весть, свидетельство способности автора создавать характеры. Если бы сосредото чил он на этом все свои усилия, не от влекаясь на избитые сюжетные ходы, вроде линии с жуликами из автобазы, если бы углубил он образы Захарова, Ирины, Морозова, Крылова, интересно задуманного Раздорова — вместо того, чтобы загромождать повесть всем, что «было в жизни», — читатель получил бы интересное произведение о людях се годняшней Колымы... Хочется еще остановиться на теме бандитизма, без которой не мыслится ни одно произведение подобного рода после «Далеко от Москвы». Жуков в романе С. Снегова «В полярной ночи», Скобкин, Боровок — у Васильева... Это идет, ко нечно, от жизни; Колымы без этих Бо ровков, Жуковых, Скобкиных не было. Однако не становятся ли они слиш ком шаблонными, все эти зловещие фигуры? Не потеснить ли их, со блюдая правду жизни? Г. Васильев сде лал наоборот: незаслуженно много отвел им простора, заставил их громоздить одно преступление на другое, тем самым превратив значительную часть своего произведения в дешевенький детектив. Что еще обращает внимание читателя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2