Сибирские огни, 1959, № 1
Л и д и я Чуковская ОБ ОДНОЙ ЗАБЫТОЙ КНИГЕ М. Горький, как известно, настаивал на призыве в литературу бывалых лю дей. Но вряд ли под людьми «бывалы ми» следует разуметь тех, кто просто где-нибудь побывал. Ведь не о туристах же речь. «Бывалый человек» — это тит, кто много пережил, — не наблюдатель жизни, а участник. Это человек, нажив ший богатую эмоциональную память — ценнейший запас, который может питать вдохновение. «Бывалый человек», да же не становясь профессиональным писателем, способен стать художни ком—иногда хотя бы на одну-единствен- ную книгу: в памяти у него вместе с фактической материальной стороной со бытий живы радости, горести, беды, све жи горячо перешитые чувства, которые имеют власть над сердцами читателей. «Только в качестве участника вы може те приобрести тот эмоциональный накал, который совершенно необходим для ху дожественного произведения», •— утвер ждал А. С. Макаренко. Наша литература знает книги, создан ные участниками событий, «бывалыми людьми». Те из них, которые правдиво запечатлев обстановку труда или борь бы, сохранили в то же время «эмоцио нальный накал», такие, например, как «Педагогическая поэма» А. Макаренко, становились настоящими произведения ми искусства. •Мне хочется напомнить об. одной за бытой книге, созданной тоже человеком бывалым, знавшим изображенную им жизнь во всех мелочах труда, религии, быта, во всей огромности ее горя. Я имею в виду повесть юкагира Тэки Оду- лока, описавшего трагическую судьбу од ной чукотской семьи до революции. По весть называется «Жизнь Имтеургина- старшего» и вышла в свет в 1936 г. Это повесть о том, к£к чукча Имтеургин, кочевавший лет за 20 до революции со своими оленями в тундре, кормивший охотой семью, был разорен богачом Эр- мечином и вынужден пойти в кабалу к нему. Люди Эрмечина угнали оленей Имтеургина, убили его старшего сына Кутувью, а Имтеургин пришел к Эрме- чину и попросился к нему в пастухи. Иначе и он, и вся семья погибли бы с голоду: .без оленей в тундре не про живешь. «Большой человек твой отец был,— говорит, укачивая грудного сына, тоже Имтеургина, мать. — Прежде нас много было и олени у нас свои были... Пер вый охотник. А теперь твой отец чужое стадо пасет». Тэки Одулок описал в своей книге жизнь оленевода-охотника не как уче ный-этнограф, не как литератор-наблю- датель^ а как оленевод-охотник, изве давший на собственном опыте, что такое метель, обледенелый полог чума, волчьи следы на снегу, прошедший суровую школу труда и нужды в тех же усло виях, что и его герои. Но в отличие от своих героев он мог обозреть и свою и их прошлую жизнь глазами человека, принадлежащего уже к другому поколе нию, к другой — послереволюционной эпохе; в 1931 году он окончил Ленин градский университет, стал аспирантом Института народов Севера и вернулся на север в составе оргкомитета, создан ного для организации Чукотского нацио нального округа; после этого он и напи сал свою книгу. В первой ее части рас сказано о мытарствах Имтеургина- старшего, вторая должна была быть по священа рассказу о том, как Имтеургин- младший, подобно самому автору, окон чил после Октябрьской революции уни верситет и сделался одним из строите лей советского Севера. Многое видел, многое пережил автор книги. «На реке Ясачной, среди ивовых за рослей, в шатре из оленьей кожи родил ся я — пишущий эту книгу, — расска зывает Тэки Одулок о себе. — Отца моего звали Атыляхан Иполун, он был 12. «Сибирские огни» № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2