Сибирские огни, 1959, № 1
нова! Нельзя думать, что в наш век кол лективизма такой тип людей — инициа торов, руководителей, вожаков — явле ние отмирающее; совсем напротив, та ких людей становится все больше и больше. Наташа буквально организовала удар против Клочковского и его компании. Он был молниеносным и, казалось бы, не ожиданно эффективным. Клочковский стал бояться Наташи, бегать от нее. В чем дело? Почему? Да потому что Клоч- ковские, не имеющие в нашем обществе прочных корней, не могут выдержать такой прямой и энергичной атаки. Един ственно, на что они изощренно способ ны, — это искать новые лазейки, нахо дить новые одежды, новые формы свое го паразитического существования, от стаивая всем существом право счи таться «пупом земли». Если в Павле Каурове Н. Дементьев показал, как род воздействием советско го коллектива формируется, шлифуется характер молодого человека, склады вается его мировоззрение, то в образе Наташи Кубановой раскрывается харак тер уже в какой-то мере сложившийся. Во всяком случае, автор не ставил перед собой задачу — проследить этапы его развития. Перед нами — один из эпизо дов жизни советской молодежи, в кото ром проявилось существо характера на шего молодого современника. Более того, Н. Дементьев попытался вскрыть истоки именно такого характера. Недавно в журнале «Иностранная ли тература» опубликован роман англий ского писателя Кингсли Эмис «Счастлив чик Джим». Главный герой романа Дик сон — тоже молодой человек, он начи нающий преподаватель университета в одном из городов современной Англии. Диксон умен, знает, что такое добро и зло, испытывает : отвращение к пошло сти, двоедушию, карьеризму. Но, хорошо понимая людей, правильно расценивая их мелкие своекорыстные мыслишки и дела, он сам поступает точно так же. В университете Диксон на испытатель ном стаже. Он не чувствует себя уверен ным в завтрашнем дне; чтобы удержать ся на ненавистной ему работе ради куска хлеба, Диксон угодничает, заискивает перед профессором, руководителем ка федры, человеком ничтожным и ^густым, пишет никому не нужную статью, даже в названии которой, по его собственно му признанию, отразились «бессодержа тельность и пустота всей статьи», обма нывает студентов своей мнимой боль шой заинтересованностью читаемым историческим курсом. Даже женщине, которую он терпеть не может, Диксон говорит слова признания, ни в малой сте пени не выражающие его истинное отно шение к ней. Все в Диксоне —обман, ложь, лицемерие. И, чтобы понять, по чему он таков, совсем не нужно ходить далеко, надо лишь посмотреть, что и кто его окружает. Кингсли Эмис ни в одном герое своем не увидел того, что стоило бы искреннего участия, уважения, люб ви. Писатель дал понять, что Диксон — истинное дитя своего века, что условия его существования не позволяют ему быть иным и что истоки его характера и мировоззрения не только в нем са мом. Кто же окружает Наташу Кубанову, дочерью какого века она является? Отец Наташи погиб, на фронте Отечест венной войны. Для нее он образец чест ного и бескорыстного служения Родине. Мать — неутомимая труженица, учи тельница, воспитавшая не одно поколе ние таких людей, как летчик Сергеев. Цель жизни Сергеева одна: всегда быть на переднем крае, там, где труднее, там, где нужнее. А вот ее учителя и това- • рищи в институте — молодой ученый Пипин, от которого, по общему призна нию, веет поэзией техники, профессор Семенов, требующий от инженера, уче ного тесной связи с жизнью, с производ ством, наконец, ее Сережа Бурмистров, товарищи по факультету с их стремле- ниём честно учиться, приносить макси мальную пользу людям. Истоки харак тера Наташи Кубановой — в нашем об ществе, в социалистических условиях его существования, в высоких мораль ных требованиях, предъявляемых обще ством к человеку. Диксон у Кингсли Эмис двойствен во всем. Он вынужден постоянно выбирать между тем, как хотел бы он поступить, сообразуясь со своими чувствами и по ниманием дела, и как он должен, имея в виду свое зависимое положение в уни верситете. От этого несовпадения желае мого и должного его пессимизм, скейсис, неверие и та размагниченность, расхля банность, бесхарактерность, которая ни когда не украшала человека. У Наташи Кубановой Н. Дементьева слово никогда не расходится с делом. У нее нет причин двоедушничать, лицеме рить. В своих поступках она не руковод ствуется соображениями выгоды или карьеры. Ее труд одухотворен сознани ем его необходимости для общества. Даже из опыта своей короткой жизни Наташа поняла, что в социалистических условиях ее нужное людям начинание будет непременно поддержано. Отсюда ее оптимизм, ее жизнерадостность, ее вера в людей, вера в торжество правды и добра. Оптимизм советского чело века — это не дань скоропреходящей моде, как уверяют некоторые западные ученые, не случайное врожденное свой ство отдельных людей, он явление исто рическое, и потому органически прису щее советскому человеку, какие бы беды и невзгоды он ни переживал. Жиз нелюбие советских людей — результат исторического опыта многомиллионных масс в строительстве социалистического общества, опыта, который говорит лю дям о достигаемости и реальности чело веческого счастья.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2