Сибирские огни, 1959, № 1
первый снежок и радуется. Затем же де лается нажим на самое главное и необ ходимое в рассказе, отбираются такие подробности, которые рисуют Лапшина как весьма определенную и типическую •фигуру эгоиста-приобретателя, зауряд ного карьериста. На улице ждала Кирилла Петровича «Победа». Но, умиленный и растроган ный хорошо проведенным днем, прохлад ным воздухом, первым снегом, он ре шил прогуляться: «Эх, черт, да не упаду ж е я!». — Ты поезжай потихоньку, — сказал он шоферу Васе, — я пешочком... Молодой человек, которому едва пере валило за тридцать, а говорит и думает, как старик: «не упаду же я», «пешоч ком» и т. п. Пока еще ничего не ска зано о его внешнем виде, но по тому, как он сказал свое «пешочком», как «осторожно спустился со ступеней», мы уже поняли: мужчина он полный, солид ный, внушительный. Обогнали его девушки с коньками в руках. «На каток разве сходить? — опять подумал Кирилл Петрович, провожая ■взглядом их легкие стройные фигурки. Куда там, животик, лысина, врачи уже боржом советуют пить... Другие, правда, в тридцать два года еще за девушками ухаживают и на коньках бегают. Ну, .да это из тех, кто еще не определился в жизни». Это уже тон прямого обличения, не двусмысленного обвинения, прозвучав шего в последующей сцене с еще боль шей силой. «Кирилл Петрович вдруг представил, как Агнесса Львовна, его секретарша, узнает, что он, ее начальник, начальник •отдела главка, был на катке. Изумится, наверно, до того, что забудет брови под красить... Она, конечно, из тех, кого давно уже обсмеяли и в кино и в книж ках, но все-таки приятно, когда у тебя всегда аккуратно очинены карандаши и разложены в ряд по цвету: в одинна дцать чай с лимоном: за дверью холод но-строгое: «Кирилл Петрович работает н просил не беспокоить. Ка-те-го'-риче- ски!» Дисциплина нужна, ничего не по делаешь... А как она умеет доложить! Скажет слово: к вам! Да так скажет — все понятно: из министерства началь ство, или свой брат, начальник соседнего отдела, или с периферии человек». Все ясно: портрет преуспевающего карьериста и обюрократившегося себя любца закончен. И достигается это че р ез детали и подробности крупного •смыслового значения, методом резких •сопоставлений и контрастов. Иной харак тер героя потребовал иных приемов его воспроизведения. Тот факт, что худож ник отказался от приемов, уже испытан ных им, и начал искать новые, говорит о растущих возможностях молодого пи сателя, о поисках им своего пути в ли тературе. Кирилл Петрович именно в тот день, когда он особенно был «доволен собой и женой», обнаружил, что его жена-то отнюдь не довольна им. А «виной» все му, как показалось Кирилле Петровичу, был его институтский товарищ, при ехавший в город по служебным делам. Борис полон сил, энергии, творческих замыслов, хотя и работает на презирае мой Лапшиным периферии. У Кати, жены Лапшина, словно только что от крылись глаза: так разителен был кон траст. Она впервые отчетливо почувст вовала, как недалек ее хозяйственный, домовитый, преуспевающий муж, как унизительно ее положение жены-слу жанки, как необходима ей настоящая творческая жизнь. Кирилл Петрович оставлен писателем накануне решитель ных перемен в своей жизни. В прочно установившийся было покойный мещан ский быт Лапшина ворвался свежий ве тер нашей большой жизни, и сразу все рухнуло. И не могло не рухнуть — в этом весь смысл маленького, но вырази тельного рассказа «Встреча». Много в рассказах Н. Дементьева и других, очень емких образов, сцен и де талей. Жизненные подробности носят у писателя не украшательский, а дейст венный характер, яркие, пусть по-преж нему редкостные детали необходимы ему теперь для раскрытия сущности об раза в его индивидуальном проявлении, для выражения идеи произведения. Н. Дементьев стал изображать значи тельно более сложные противоречия действительности, стал смелее, глубже, целенаправленнее. В этом смысле и показательны пове сти Н. Дементьева «Мои дороги» и «Ку банец». В них речь идет о нашей со временной молодежи, о ее трудах и мечтах, о становлении характеров мо лодых людей, причем так, что в их ро сте и развитии как раз и обнаруживают ся наиболее существенные приметы на шего времени, нашей эпохи. В самом деле, разве не волнует нас сегодня проблема единства личного и об щественного, разве не знаем мы, как трудно эта коллизия решалась и еще решается в жизни. А вот для героя Н. Дементьева Наташи Кубановой эта проблема, можно сказать, не существует. Она впитала в себя все лучшее, чем жило и живет уже несколько поколе ний советских людей, воспитанных на шим временем. Для Наташи естественно и органично активное вмешательство в совершающиеся вокруг нее события, в судьбы людей, в человеческие отноше ния, она' и не может подумать о себе вне этой общественной, нацеленной на большое дело жизни, вне интересов не только одного института, где она учится, а интеоесов государства, общества, на рода. И судит и меряет она всех этой большой мерой общественной полезно сти человека, потому что сама активна и бескорыстна, чиста и честна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2