Сибирские огни, 1959, № 1

первый снежок и радуется. Затем же де­ лается нажим на самое главное и необ­ ходимое в рассказе, отбираются такие подробности, которые рисуют Лапшина как весьма определенную и типическую •фигуру эгоиста-приобретателя, зауряд­ ного карьериста. На улице ждала Кирилла Петровича «Победа». Но, умиленный и растроган­ ный хорошо проведенным днем, прохлад­ ным воздухом, первым снегом, он ре­ шил прогуляться: «Эх, черт, да не упаду ж е я!». — Ты поезжай потихоньку, — сказал он шоферу Васе, — я пешочком... Молодой человек, которому едва пере­ валило за тридцать, а говорит и думает, как старик: «не упаду же я», «пешоч­ ком» и т. п. Пока еще ничего не ска­ зано о его внешнем виде, но по тому, как он сказал свое «пешочком», как «осторожно спустился со ступеней», мы уже поняли: мужчина он полный, солид­ ный, внушительный. Обогнали его девушки с коньками в руках. «На каток разве сходить? — опять подумал Кирилл Петрович, провожая ■взглядом их легкие стройные фигурки. Куда там, животик, лысина, врачи уже боржом советуют пить... Другие, правда, в тридцать два года еще за девушками ухаживают и на коньках бегают. Ну, .да это из тех, кто еще не определился в жизни». Это уже тон прямого обличения, не­ двусмысленного обвинения, прозвучав­ шего в последующей сцене с еще боль­ шей силой. «Кирилл Петрович вдруг представил, как Агнесса Львовна, его секретарша, узнает, что он, ее начальник, начальник •отдела главка, был на катке. Изумится, наверно, до того, что забудет брови под­ красить... Она, конечно, из тех, кого давно уже обсмеяли и в кино и в книж­ ках, но все-таки приятно, когда у тебя всегда аккуратно очинены карандаши и разложены в ряд по цвету: в одинна­ дцать чай с лимоном: за дверью холод­ но-строгое: «Кирилл Петрович работает н просил не беспокоить. Ка-те-го'-риче- ски!» Дисциплина нужна, ничего не по­ делаешь... А как она умеет доложить! Скажет слово: к вам! Да так скажет — все понятно: из министерства началь­ ство, или свой брат, начальник соседнего отдела, или с периферии человек». Все ясно: портрет преуспевающего карьериста и обюрократившегося себя­ любца закончен. И достигается это че­ р ез детали и подробности крупного •смыслового значения, методом резких •сопоставлений и контрастов. Иной харак­ тер героя потребовал иных приемов его воспроизведения. Тот факт, что худож­ ник отказался от приемов, уже испытан­ ных им, и начал искать новые, говорит о растущих возможностях молодого пи­ сателя, о поисках им своего пути в ли­ тературе. Кирилл Петрович именно в тот день, когда он особенно был «доволен собой и женой», обнаружил, что его жена-то отнюдь не довольна им. А «виной» все­ му, как показалось Кирилле Петровичу, был его институтский товарищ, при­ ехавший в город по служебным делам. Борис полон сил, энергии, творческих замыслов, хотя и работает на презирае­ мой Лапшиным периферии. У Кати, жены Лапшина, словно только что от­ крылись глаза: так разителен был кон­ траст. Она впервые отчетливо почувст­ вовала, как недалек ее хозяйственный, домовитый, преуспевающий муж, как унизительно ее положение жены-слу­ жанки, как необходима ей настоящая творческая жизнь. Кирилл Петрович оставлен писателем накануне решитель­ ных перемен в своей жизни. В прочно установившийся было покойный мещан­ ский быт Лапшина ворвался свежий ве­ тер нашей большой жизни, и сразу все рухнуло. И не могло не рухнуть — в этом весь смысл маленького, но вырази­ тельного рассказа «Встреча». Много в рассказах Н. Дементьева и других, очень емких образов, сцен и де­ талей. Жизненные подробности носят у писателя не украшательский, а дейст­ венный характер, яркие, пусть по-преж­ нему редкостные детали необходимы ему теперь для раскрытия сущности об­ раза в его индивидуальном проявлении, для выражения идеи произведения. Н. Дементьев стал изображать значи­ тельно более сложные противоречия действительности, стал смелее, глубже, целенаправленнее. В этом смысле и показательны пове­ сти Н. Дементьева «Мои дороги» и «Ку­ банец». В них речь идет о нашей со­ временной молодежи, о ее трудах и мечтах, о становлении характеров мо­ лодых людей, причем так, что в их ро­ сте и развитии как раз и обнаруживают­ ся наиболее существенные приметы на­ шего времени, нашей эпохи. В самом деле, разве не волнует нас сегодня проблема единства личного и об­ щественного, разве не знаем мы, как трудно эта коллизия решалась и еще решается в жизни. А вот для героя Н. Дементьева Наташи Кубановой эта проблема, можно сказать, не существует. Она впитала в себя все лучшее, чем жило и живет уже несколько поколе­ ний советских людей, воспитанных на­ шим временем. Для Наташи естественно и органично активное вмешательство в совершающиеся вокруг нее события, в судьбы людей, в человеческие отноше­ ния, она' и не может подумать о себе вне этой общественной, нацеленной на большое дело жизни, вне интересов не только одного института, где она учится, а интеоесов государства, общества, на­ рода. И судит и меряет она всех этой большой мерой общественной полезно­ сти человека, потому что сама активна и бескорыстна, чиста и честна.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2