Сибирские огни, 1959, № 1
чал повторять себя, перепевать свои первые достижения и удачи. Это однообразие приемов объяс няется опять-таки однообразием харак теров героев, некоторой стереотипно стью' отношений автора к ним: все они были для него в общем людьми хоро шими, милыми, сердечными. Так, например, Катя в одном из пер вых рассказов Н. Дементьева была де вушкой несмелой, но работящей и спо собной. Она полюбила паренька, о кото ром и мечтать не смела. И все-таки она, а не ее бойкая подруга, оказалась горя чо любимой. История этой любви закон чилась благополучно. Лена в «Повести о любви», пожалуй, ничем не отличает ся от Кати. И скромница она, и работ ница отличная, изобретательная. Вот только полюбила она пьяницу, и трудно ей пришлось. Впрочем, и эта история любви также завершилась весьма благо получно. Стоило, однако, писателю найти со вершенно новый для него характер и увидеть в нем нечто, с чем примириться нельзя и невозможно, т. е. стоило авто ру несколько шире взглянуть на явле ния действительности, как сразу же су щественным образом изменился и тон рассказов, и приемы повествования. Нюся — это новый для художника ха рактер, жизненность которого вряд ли может быть подвергнута сомнению. Пи сатель нашел его в наших буднях, вы пукло воспроизвел его в своем рассказе «Тихая Нюся». Рассказы, конечно, бывают различ ные, и для их создания нет рецептов. Однако для подавляющего их большин ства существует одно, постоянно дейст вующее условие — наличие в рассказе характера. Качество рассказа в конеч ном счете определяется глубиной его разработки. В лучших рассказах сборника «Сест ры» Н. Дементьев пошел по линии наи большего сопротивления. От красивых безделушек в рассказе «Дождь» он идет к обобщениям крупного плана. Нюся — хорошая, скромная девушка, талантливый человек. Но у нее один не достаток: она робкая, боязливая, застен чивая. Эту ее особенность характера лег ко замечают окружающие, и некоторые из них привыкают «командовать» ею — «командуют» мама, тетя Клава, инже нер Живанов, начальник отдела, где она работает чертежницей. Бессловес ность Нюси, ее робость, нерешитель ность они используют в своих интере сах, не задумываясь над тем, каково ей. И хотя Нюся видит, что чаще всего они неправы, хотя она знает, что ей обеспечена поддержка товарищей, она не может, не смеет перечить. Нюся по» любила Андрея, но не посмела с ним уехать, так как этому энергично вос противились мама и тетя Клава. Разра ботала Нюся новый расчет привода к проектируемой машине, но не решилась отстаивать свой расчет, побоялась воз разить главному инженеру Живанову, который на нее пренебрежительно на кричал' «Что там у вас может полу читься?!» Она писала неплохие стихи, но не могла побороть своей застенчиво сти и показать их кому-либо. Работав шие с нею молодые люди двигались впе ред, избирали себе место в жизни, на ходили себе новых друзей, словом, жили полной жизнью ,.а Нюся по-прежнему всего боялась, со всеми соглашалась, не находила в себе сил отстаивать право на самостоятельность. Казалось, не большое и понятное в девочке каче ство — робость постепенно превращает ся в порок: вольно или невольно, но она совершает одну ошибку за другой, идет на сделку со своей совестью, позволяет людям, недалеким и беззастенчивым, руководить ее поступками, губить ее жизнь. Есть, конечно, непосредственные ви новники ее трагической судьбы. «Ты испортила мне жизнь!» — кричит вдруг опомнившаяся Нюся, обращаясь к сво ей матери. Н. Дементьев нарисовал не приглядный облик Веры Александровны, болезненной и самолюбивой женщины, нервной и черствой в своих требованиях к дочери. Главное же, что приводит Нюсю к драматической развязке, заклю чено в ней самой. Писатель справедливо беспощаден к тихой Нюсе. У девушки были все условия стать иной. Но для этого одних благих намерений мало. За лучшее в себе и людях надо бороться. Бессловесные и пассивные рано или поздно превращаются в слепое орудие чужой злой воли. Так же убедительно раскрыт образ Кирилла Петровича Лапшина в рассказе «Встреча». Лапшин — инженер, до стигший всех степеней личного благопо лучия на избранном им жизненном пути. В тридцать два года он начальник отде ла крупного главка. Он доволен: у него хорошая покорная жена и славный сын Петя, персональная машина, квартира, летом дача. «В общем все идет удач но!» — думает Лапшин. Воссоздавая ха рактер героя, рисуя его портрет, писа тель кладет густые краски, делает рез кие отчетливые мазки. В рассказе нет теперь мягких полутонов, свойственных ранее Н. Дементьеву. Он стал суше, ла пидарнее, а те подробности жизни, ко торые он замечал и бесцельно использо вал в своих рассказах, приобрели теперь у него большое смысловое значение. Рассказ «Встреча» начинается так: «Кирилл Петрович Лапшин вышел из главка на широкий подъезд и остановил ся, радостно улыбнувшись: пока он си дел у себя в кабинете, на улице, оказы вается, выпал снег. А он целый день даже не заметил из окна, что шел снег... Нет, эта работа берет всего целиком, так жизнь пройдет, черт возьми!..» Здесь пока ничего необычного нет: до вольный собой мужчина видит на улице
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2