Сибирские огни, 1959, № 1
хорошие чувства и порождая радостные мыслй: как безграничен мир молодого человека сегодня, как он прекрасен! Конечно, в этом первом несколько во сторженном читательском впечатлении, которое у меня, например, сохранилось до сих пор, есть нечто от радости откры тия нового таланта. Так часто бывает, и с этим ничего не поделаешь. Новые рассказы Н. Дементьева не за медлили появиться. Это — «Наша лю бовь», «Начало», «Дедушкин внук», «Дождик», вышедшие затем отдельным сборником «Первое письмо» (Новоси бирск, 1954). В большинстве новых рассказов глав ными героями были тоже девушки, они так же непосредственно и подкупающе изъяснялись, представали перед читате лем как люди симпатичные, интересные, живые, в них по-прежнему сохранялись антоновские интонации, сохранялась лю бовь автора к ярким, подчас изысканным деталям. Однако все это и настораживало вни мательного читателя. Новые герои Н. Дементьева удивительно походили на Таню из «Первого письма», и рассказы казались от этого повторением одного и того же, уже известного нам положения, характера, действия. А великолепные сами по себе детали, найденные весьма зорким писателем, нередко приобретали в рассказах самодовлеющее значение. В этом отношении весьма характерен был рассказ «Дождик». Две девочки-десятиклассницы говорят о любви, мечтают о будущем. Эти слова о любви и думы о будущем вызваны пер вым весенним дождиком накануне по следних экзаменов. Верно: для излияний момент выбран самый подходящий. Но автор поминутно отвлекал нас в сторону второстепенных, не идущих к делу кар тин. Вот «собака, бежавшая по мо стовой, остановилась, понюхала воздух и ушла под забор», вот «пробежали две девушки, взявшись под руки и прикрыв шись газетой», а «женщина тотчас сня ла шляпу и стала стряхивать бисер дож дя», или вот, наконец, «из комнаты на подоконник... мягко вспрыгнул черно- белый кот и, мигая, стал смотреть на дождь» и т. п. Все это видит автор, ясно представляет читатель, но герои расска за здесь ни при чем. Этот тщательно вы писанный фон — дождик и поведение людей и животных во время дождя и после — ни в коей мере _не помогает нам поглубже проникнуть'в души раз мечтавшихся и взгрустнувших девочек (одна из них была некрасива и страда ла от этого). Фон этот служил лишь ук рашением, а не средством углубления рассказа. Надя плакала оттого, что ее, некраси вую, никто не полюбит, как полюбили уже ее подругу Таню. Счастливая Таня, как умеет, утешает ее. — Ты же прекрасная! Ты станешь зна- менитая-энаменитая, и все будут гово рить: это Белосельская меня выле чила! И тут же, без малейшего перехода и не в первый раз автор замечал все того же черно-белого кота в окне, который «быстро мотал головой сверху вниз, ста рался рассмотреть пролетавшие мимо окна капли дождя». Хорошая деталь, но она, по сути дела, случайна в рассказе, а обилие их способно заслонить главную мысль произведения. Н. Дементьеву с его даром острой наблюдательности не обходимо было стремиться к деталям крупного смыслового значения. И толь ко на этом пути он мог бы достичь под линной типизации найденных характе ров. В этом рассказе он лишь успел передать настроение, без проникновения в существо характеров своих героев. Пи сатель становился на опасный путь скольжения по поверхности явлений. Не без волнения открывалась вторая книга рассказов Н. Дементьева «Сест ры» (Новосибирск, 1955). Да, и в этой книге есть рассказы, в которых главные герои — девушки чем-то напоминают нам его первую Татьяну, есть и подра жание любимым авторам, которых вы брал молодой писатель своими учителя ми, есть и увлечение малозначащими, внешне выигрышными деталями и сцен ками. И все-таки эта книга — свиде тельство творческого роста ее автора. Видно, что он нащупывает свои темы, находит свои характеры, обнаруживает умение по-своему передать мысли и на строения своих героев, создать особую, дементьевскую «музыку» рассказа. В сборнике мы находим такие расска зы, в которых автор отказался от одно образной для него манеры перевоплоще ния в героя-рассказчика. Кстати сказать, в этом нет ничего плохого. Наоборот, создается атмосфера очень искреннего, доверительного разговора героя с чита телем, достигается весьма действенный художественный эффект: читателю, как человеку близкому, не к чему многое объяснять и описывать, достаточно лишь назвать событие, намекнуть о нем. Про пущенное через восприятие героя-рас сказчика, оно на самом деле становится понятным без комментариев. Не раз и не два Н. Дементьев пользовался этим поразительным эффектом. Но когда сейчас читаешь в рассказе «Сестры» о девочке-школьнице, которая со всей ребячьей непосредственностью и наивно стью рассказывает о перипетиях любви своей старшей сестры, когда узнаешь, что эта девочка обнаруживает необык новенную прозорливость, хорошо и тон ко разбирается в характерах окружаю щих ее людей и в сложившейся трудной для сестры обстановке, то невольно на чинаешь не доверять ей, скептически улыбаться и, в конце концов, думать, как ловко вводит нас в заблуждение ав тор, как искусственно строит он свой рассказ! И затем: не успел автор напи сать и десятка рассказов, как уже на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2