Сибирские огни, 1959, № 1
певает борьбу и победы народа, его му жество и мудрость, упорство в борьбе и творчество, отражает общую картину огромных свершений в ходе и после соз дания нового Китая. Поэтому народные массы глубоко любят эти произведения, которые их учат и воспитывают. Лучшим доказательством тому служат тиражи этих произведений, составляющие де сятки и сотни тысяч экземпляров, а по рей и превышающие 3 миллиона. Китай — многонациональное государ ство. В нем, кроме составляющих боль шинство населения ханьцёв, имеется много малых, народностей, каждая из ко торых обладает исключительно богатым литературным наследием. Уйгуры, на пример, еще в III— IV вв. создали пре красную поэму «Товадуаси». У монголов в начале XI века появилась эпическая поэма «Сказ о Гесере». Тибетская лите ратура начала развиваться с IX века. Исключительной самобытностью отлича ются насчитывающие долгую историю своего существования ее драматические произведения. Народность таи имеет свою древнюю эпическую поэму «Эрпен Самло», посвященную любовной траге дии и передаваемую устно из поколения в поколение. Большую поэму «Мэйко» в Д1 с лишним тысяч строф, посвящен ную происхождению человечества и борьбе с природой, имеет народ ность и. Это произведение также живет в устном виде. Множество прекрасных преданий, эпических поэм и фольклор ных произведений имеют у нас и все остальные национальные меньшинства. С рождением нового Китая все наши на циональные меньшинства принялись приводить в порядок и издавать произ ведения своего литературного' наследст ва. Многие из этих произведений' уже переведены на китайский язык. Бурно развивается у национальных меньшинств и новая литература, появляются замеча тельные новые писатели. Всему Китаю хорошо известны монгольский поэт Са- инчокту, уйгурский драматург Цзунун Кадр и другие, чьи произведения явля ются важной составной частью современ ной китайской литературы. Необходимо сказать несколько слов о развитии китайской литературы за 1958 год, ибо этот год был годом потрясающих свершений, годом непре станных легендарных успехов. В эконо мическом строительстве нашей страны происходит «большой скачок». На фрон те сельскохозяйственного и промышлен ного производства одно за другим появ ляются поразительные достижения. Ве ликий узбекский поэт Алишер Навои, сделав героем своей знаменитой поэмы «Фархад и Ширин» китайского принца, следующим образом восхваляет его тру долюбие: «И как один он за день сделал то, чего в три года не успел никто». Да лее поэт восхищается его «сверхчелове ческой силой»: «Не только силу, но и искусство! Нет, не знал еще, такого чуда свет!». Поэт А. Навои поистине оказал ся пророком! Только в данном случае ки тайский принц оказался простым китай ским рабочим и крестьянином. С октяб ря 1957 года по апрель 1958 года в нашей стране, в результате постро енных китайскими крестьянами ирри гационных сооружений, площадь оро шаемых земель увеличилась на 350. мил лионов му. Это на 110 миллионов му превышает площадь, которую до осво бождения удалось сделать орошаемой за несколько тысячелетий! Рекордная уро жайность риса превысила у нас 60 ты сяч цзиней с одного му! Общий сбор зерна в этом году вдвое превзойдет про шлогодний! Выплавка стали с 5 с лиш ним миллионов тонн в прошлом году рез ким скачком превысит 10 миллионов тонн! С осени этого года по собственной инициативе крестьян начало широко осу ществляться слияние сельскохозяйствен ных кооперативов в народные к о м м у н ы . В настоящее время движение это бурно развивается и ожидается, что в течение нынешней зимы и весны будущего года народные коммуны будут созваны повсе местно, в деревнях всей страны! Именно в такой исторической обста новке наша литература вступила в но вый этап небывалого подъема. Этот этап характеризуется прежде всего подъемом массового литературного движения. С весны текущего года почти на всех про мышленных предприятиях и во всех де ревнях страны воцарилась атмосфера бурного развития массового литератур но-художественного творчества. Везде и всюду стихи и стихи! Когда поэт Го Мо- жо во время посещения одной деревни, где в изобилии выращиваются фрукты, увидел на стенах и дверях всех домов множество созданных самими крестьяна ми стихотворений и рисунков, он неволь но написал такие строки: «Десять тысяч деревьев в садах, десять тысяч стихов настенах!». И такие «поэтические дерев ни» у нас можно увидеть везде и всю ду. Во множестве сельскохозяйствен ных кооперативов созданы литератур ные группы. Собственные литературные кружки создаются также рабочими фаб рик, заводов, рудников. На некоторых предприятиях литературные кружки имеются в каждом цехе. Кроме стихов и. песен, рабочими напиецно немало про изведений художественной прозы, пьес и произведений фольклорных тем. Благо даря тому, что произведения эти роди лись непосредственно в труде и, к тому же, в обстановке крутого производствен ного подъема, когда «сметаются горы и опрокидываются моря», а также благо даря тому, что они продолжают тради ции древней китайской литературы, они проникнуты правдивыми и безыскусст венными трудовыми чувствами, им при сущи смелый размах и оптимизм. Один рабочий сказал: «Где труд, там и сти хи». Поэзия и труд слились воедино. В стихотворении одного крестьянина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2