Сибирские огни, 1959, № 1

певает борьбу и победы народа, его му­ жество и мудрость, упорство в борьбе и творчество, отражает общую картину огромных свершений в ходе и после соз­ дания нового Китая. Поэтому народные массы глубоко любят эти произведения, которые их учат и воспитывают. Лучшим доказательством тому служат тиражи этих произведений, составляющие де­ сятки и сотни тысяч экземпляров, а по­ рей и превышающие 3 миллиона. Китай — многонациональное государ­ ство. В нем, кроме составляющих боль­ шинство населения ханьцёв, имеется много малых, народностей, каждая из ко­ торых обладает исключительно богатым литературным наследием. Уйгуры, на­ пример, еще в III— IV вв. создали пре­ красную поэму «Товадуаси». У монголов в начале XI века появилась эпическая поэма «Сказ о Гесере». Тибетская лите­ ратура начала развиваться с IX века. Исключительной самобытностью отлича­ ются насчитывающие долгую историю своего существования ее драматические произведения. Народность таи имеет свою древнюю эпическую поэму «Эрпен Самло», посвященную любовной траге­ дии и передаваемую устно из поколения в поколение. Большую поэму «Мэйко» в Д1 с лишним тысяч строф, посвящен­ ную происхождению человечества и борьбе с природой, имеет народ­ ность и. Это произведение также живет в устном виде. Множество прекрасных преданий, эпических поэм и фольклор­ ных произведений имеют у нас и все остальные национальные меньшинства. С рождением нового Китая все наши на­ циональные меньшинства принялись приводить в порядок и издавать произ­ ведения своего литературного' наследст­ ва. Многие из этих произведений' уже переведены на китайский язык. Бурно развивается у национальных меньшинств и новая литература, появляются замеча­ тельные новые писатели. Всему Китаю хорошо известны монгольский поэт Са- инчокту, уйгурский драматург Цзунун Кадр и другие, чьи произведения явля­ ются важной составной частью современ­ ной китайской литературы. Необходимо сказать несколько слов о развитии китайской литературы за 1958 год, ибо этот год был годом потрясающих свершений, годом непре­ станных легендарных успехов. В эконо­ мическом строительстве нашей страны происходит «большой скачок». На фрон­ те сельскохозяйственного и промышлен­ ного производства одно за другим появ­ ляются поразительные достижения. Ве­ ликий узбекский поэт Алишер Навои, сделав героем своей знаменитой поэмы «Фархад и Ширин» китайского принца, следующим образом восхваляет его тру­ долюбие: «И как один он за день сделал то, чего в три года не успел никто». Да­ лее поэт восхищается его «сверхчелове­ ческой силой»: «Не только силу, но и искусство! Нет, не знал еще, такого чуда свет!». Поэт А. Навои поистине оказал­ ся пророком! Только в данном случае ки­ тайский принц оказался простым китай­ ским рабочим и крестьянином. С октяб­ ря 1957 года по апрель 1958 года в нашей стране, в результате постро­ енных китайскими крестьянами ирри­ гационных сооружений, площадь оро­ шаемых земель увеличилась на 350. мил­ лионов му. Это на 110 миллионов му превышает площадь, которую до осво­ бождения удалось сделать орошаемой за несколько тысячелетий! Рекордная уро­ жайность риса превысила у нас 60 ты­ сяч цзиней с одного му! Общий сбор зерна в этом году вдвое превзойдет про­ шлогодний! Выплавка стали с 5 с лиш­ ним миллионов тонн в прошлом году рез­ ким скачком превысит 10 миллионов тонн! С осени этого года по собственной инициативе крестьян начало широко осу­ ществляться слияние сельскохозяйствен­ ных кооперативов в народные к о м м у н ы . В настоящее время движение это бурно развивается и ожидается, что в течение нынешней зимы и весны будущего года народные коммуны будут созваны повсе­ местно, в деревнях всей страны! Именно в такой исторической обста­ новке наша литература вступила в но­ вый этап небывалого подъема. Этот этап характеризуется прежде всего подъемом массового литературного движения. С весны текущего года почти на всех про­ мышленных предприятиях и во всех де­ ревнях страны воцарилась атмосфера бурного развития массового литератур­ но-художественного творчества. Везде и всюду стихи и стихи! Когда поэт Го Мо- жо во время посещения одной деревни, где в изобилии выращиваются фрукты, увидел на стенах и дверях всех домов множество созданных самими крестьяна­ ми стихотворений и рисунков, он неволь­ но написал такие строки: «Десять тысяч деревьев в садах, десять тысяч стихов настенах!». И такие «поэтические дерев­ ни» у нас можно увидеть везде и всю­ ду. Во множестве сельскохозяйствен­ ных кооперативов созданы литератур­ ные группы. Собственные литературные кружки создаются также рабочими фаб­ рик, заводов, рудников. На некоторых предприятиях литературные кружки имеются в каждом цехе. Кроме стихов и. песен, рабочими напиецно немало про­ изведений художественной прозы, пьес и произведений фольклорных тем. Благо­ даря тому, что произведения эти роди­ лись непосредственно в труде и, к тому же, в обстановке крутого производствен­ ного подъема, когда «сметаются горы и опрокидываются моря», а также благо­ даря тому, что они продолжают тради­ ции древней китайской литературы, они проникнуты правдивыми и безыскусст­ венными трудовыми чувствами, им при­ сущи смелый размах и оптимизм. Один рабочий сказал: «Где труд, там и сти­ хи». Поэзия и труд слились воедино. В стихотворении одного крестьянина

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2