Сибирские огни, 1959, № 1

Китайский народ всегда любил и береж­ но хранил их неувядаемые произведе­ ния, от которых исходит немеркнущее сияние. Все эти произведения являются драгоценными жемчужинами сокровищ­ ницы мировой литературы. Однако так же, как и многие другие выдающиеся Классические произведения стран Азии и Африки, они еще не занимают в этой сокровищнице подобающего им места. Чем это объясняется? • Причина очень проста. Как и все под­ линно великие писатели любой страны мира, все великие писатели и поэты Ки­ тая были борцами, горячо любящими правду, горячо любящими народ, горячо любящими мир и выступающими против агрессии. Их произведения ненавистны колонизаторам, совершающим воору­ женную агрессию против других стран и угнетающим их народы. Одновременно1 с подрывом восточной культуры западные колонизаторы ввози­ ли «новую культуру». Какие же «произ­ ведения» они насаждали в области лите­ ратуры? Как правильно указал великий китайский писатель Лу Синь, этими «произведениями» были «истории о сы­ щиках», авантюристах, английских ба­ рышнях, африканских «дикарях», могу­ щие лишь пощекотать разжиревшего субъекта после сытной еды и возлияний. Эти «произведения» способствуют духов­ ному упадку угнетаемых народов. По­ сле второй мировой войны появляются новые вещи — американский танец «рок-энд-ролл» и американские бульвар­ ные фильмы, оказывающие на людей еще более сильное растлевающее влия­ ние. Однако Восток пробудился! С XX сто­ летия народы Азии и Африки начали по­ дыматься на борьбу за избавление от колониального господства. Перед лицом предъявляемых историей требований борьбы против колониализма, защиты мира и сохранения национальной неза­ висимости писатели стран Азии и Аф­ рики внесли выдающийся вклад в дело создания своих новых литератур. Под влиянием Октябрьской революции в 1919 году в китайском народе возникло революционное движение, направленное против империалистической агрессии и внутренних феодальных милитаристов. Это было знаменитое движение «4 мая». Движение за новую китайскую литера­ туру возникло одновременно с китайской народной революцией, являясь одним из ее фронтов. Зачинателем этого движе­ ния за новую литературу был великий современный китайский писатель Лу Синь. Вслед за созданием Коммунисти­ ческой партии Китая под ее руководст­ вом движение' за новую литературу ста­ ло бурно развиваться в духе последова­ тельной борьбы против империализма и феодализма. В течение 30 лет — с 1919 по 1949 год — ^ерез всю новую китайскую ли­ тературу красной нитью проходит, в качестве ее основной тематики, антиим­ периалистическая и антифеодальная борьба, причем этот антиимпериализм и антифеодализм являются двумя неотде­ лимыми друг от друга сторонами одного целостного, основного содержания. Про­ изведения Лу Синя, а также и произве­ дения Го Мо-жо и многих других из­ вестных писатедей становятся в этот пе­ риод революционным набатом, призыва­ ющим массы молодой интеллигенции в революционные ряды. В период войны против японских захватчиков и народно- освободительной войны их произведения являлись мощным оружием борьбы про­ тив японских и американских империа­ листов и их прихвостней, оружием за­ щиты национальной независимости. Под руководством Коммунистической партии Китая в течение этих 30 лет китайские писатели вместе со всем китайским на­ родом с честью справились с великим делом защиты, национальной независи­ мости и Освобождения всего Китая. Это наполняет китайских писателей чувст­ вом гордости. В 1949 году родилась Китайская На­ родная Республика и китайская литера­ тура вступила в новый этап. Однако на­ чало этому этапу было положено еще раньше — выступлением Председателя Мао Цзэ-дуна на совещании по вопро­ сам литературы и искусства, состояв­ шемся в 1942 году в Яньани. На про­ тяжении последних 16 лет это выступле­ ние неизменно остается для китайских писателей руководящей установкой, ко­ торой они придерживаются в своем ли­ тературном творчестве. Очень многие друзья уже читали это выступление, по­ этому мне1нет необходимости говорить о нем подробно. Основной дух его состоит в следующем: писатель должен слиться с трудящимся народом, литера­ тура должна служить трудящимся. Это являлось дальнейшим шагом в развитии новой литературы после движения «4 мая». С 1942 года много наших пи­ сателей стало жить одной жизнью с тру­ дящимися массами, дыша с ними одним воздухом, деля с ними радость и горе. Благодаря установлению столь тесной связи с массами на свет появились та­ кие произведения, как «Песенки Ли Ю-цая» и «Женитьба маленького Эр- хэя» Чжао Шу-ли, «Ураган» Чжоу Ли­ бо, поэма «Ван Гуй и Ли Сян-сян» Ли Цзи, либретто музыкальной драмы «Се­ дая девушка» Хэ Цзин чжи и Дин И и т. д. После образования в 1949 году Китайской Народной Республики у нас появились такие произведения, как: «В деревне Саньливань» Чжао Шу-ли, «Свет огня впереди» Лю Бай-юя, «Битва за Яньань» Ду Пэн-чэна, «Все для пар­ тии» У Юнв-до; пьесы «Великий поход» Чэнь Ци-туна, «Лунсюйгоу» Лао Шэ, «Ясный день» Цао Юя и другие. Все эти произведения представляют новую, социалистическую литературу, которая языком и чувствами народных масс вос­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2