Сибирские огни, 1959, № 1
Китайский народ всегда любил и береж но хранил их неувядаемые произведе ния, от которых исходит немеркнущее сияние. Все эти произведения являются драгоценными жемчужинами сокровищ ницы мировой литературы. Однако так же, как и многие другие выдающиеся Классические произведения стран Азии и Африки, они еще не занимают в этой сокровищнице подобающего им места. Чем это объясняется? • Причина очень проста. Как и все под линно великие писатели любой страны мира, все великие писатели и поэты Ки тая были борцами, горячо любящими правду, горячо любящими народ, горячо любящими мир и выступающими против агрессии. Их произведения ненавистны колонизаторам, совершающим воору женную агрессию против других стран и угнетающим их народы. Одновременно1 с подрывом восточной культуры западные колонизаторы ввози ли «новую культуру». Какие же «произ ведения» они насаждали в области лите ратуры? Как правильно указал великий китайский писатель Лу Синь, этими «произведениями» были «истории о сы щиках», авантюристах, английских ба рышнях, африканских «дикарях», могу щие лишь пощекотать разжиревшего субъекта после сытной еды и возлияний. Эти «произведения» способствуют духов ному упадку угнетаемых народов. По сле второй мировой войны появляются новые вещи — американский танец «рок-энд-ролл» и американские бульвар ные фильмы, оказывающие на людей еще более сильное растлевающее влия ние. Однако Восток пробудился! С XX сто летия народы Азии и Африки начали по дыматься на борьбу за избавление от колониального господства. Перед лицом предъявляемых историей требований борьбы против колониализма, защиты мира и сохранения национальной неза висимости писатели стран Азии и Аф рики внесли выдающийся вклад в дело создания своих новых литератур. Под влиянием Октябрьской революции в 1919 году в китайском народе возникло революционное движение, направленное против империалистической агрессии и внутренних феодальных милитаристов. Это было знаменитое движение «4 мая». Движение за новую китайскую литера туру возникло одновременно с китайской народной революцией, являясь одним из ее фронтов. Зачинателем этого движе ния за новую литературу был великий современный китайский писатель Лу Синь. Вслед за созданием Коммунисти ческой партии Китая под ее руководст вом движение' за новую литературу ста ло бурно развиваться в духе последова тельной борьбы против империализма и феодализма. В течение 30 лет — с 1919 по 1949 год — ^ерез всю новую китайскую ли тературу красной нитью проходит, в качестве ее основной тематики, антиим периалистическая и антифеодальная борьба, причем этот антиимпериализм и антифеодализм являются двумя неотде лимыми друг от друга сторонами одного целостного, основного содержания. Про изведения Лу Синя, а также и произве дения Го Мо-жо и многих других из вестных писатедей становятся в этот пе риод революционным набатом, призыва ющим массы молодой интеллигенции в революционные ряды. В период войны против японских захватчиков и народно- освободительной войны их произведения являлись мощным оружием борьбы про тив японских и американских империа листов и их прихвостней, оружием за щиты национальной независимости. Под руководством Коммунистической партии Китая в течение этих 30 лет китайские писатели вместе со всем китайским на родом с честью справились с великим делом защиты, национальной независи мости и Освобождения всего Китая. Это наполняет китайских писателей чувст вом гордости. В 1949 году родилась Китайская На родная Республика и китайская литера тура вступила в новый этап. Однако на чало этому этапу было положено еще раньше — выступлением Председателя Мао Цзэ-дуна на совещании по вопро сам литературы и искусства, состояв шемся в 1942 году в Яньани. На про тяжении последних 16 лет это выступле ние неизменно остается для китайских писателей руководящей установкой, ко торой они придерживаются в своем ли тературном творчестве. Очень многие друзья уже читали это выступление, по этому мне1нет необходимости говорить о нем подробно. Основной дух его состоит в следующем: писатель должен слиться с трудящимся народом, литера тура должна служить трудящимся. Это являлось дальнейшим шагом в развитии новой литературы после движения «4 мая». С 1942 года много наших пи сателей стало жить одной жизнью с тру дящимися массами, дыша с ними одним воздухом, деля с ними радость и горе. Благодаря установлению столь тесной связи с массами на свет появились та кие произведения, как «Песенки Ли Ю-цая» и «Женитьба маленького Эр- хэя» Чжао Шу-ли, «Ураган» Чжоу Ли бо, поэма «Ван Гуй и Ли Сян-сян» Ли Цзи, либретто музыкальной драмы «Се дая девушка» Хэ Цзин чжи и Дин И и т. д. После образования в 1949 году Китайской Народной Республики у нас появились такие произведения, как: «В деревне Саньливань» Чжао Шу-ли, «Свет огня впереди» Лю Бай-юя, «Битва за Яньань» Ду Пэн-чэна, «Все для пар тии» У Юнв-до; пьесы «Великий поход» Чэнь Ци-туна, «Лунсюйгоу» Лао Шэ, «Ясный день» Цао Юя и другие. Все эти произведения представляют новую, социалистическую литературу, которая языком и чувствами народных масс вос
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2