Сибирские огни, 1959, № 1

•сяца было затрачено 34 часа, на подъем второго — всего 15 часов. 4 ноября 1931 г. было закончено строительство железной дороги Куз­ нецк—Мундыбаш—Темир-Тау; послед­ ний участок ее пролег через дикую тайгу, где еще летом этого года была непролазная топь, непроходимые зарос­ ли. На площадку прибыл состав с же­ лезной рудой Горной Шории. Еще рань­ ше, 6 августа, Кузнецкстрой получил первый эшелон железной руды с горы Магнитной. Горняки Осиновских копей прислали в подарок первой домне эше­ лон угля, добытого сверх плана. Кузнецкий чугун ждала вся страна. И вот... « ...28 марта, ночью, смена инженера Шеребина начала ручную загрузку кок­ совой мелочи. Огнями зажегся литейный двор... На эстакаду приходили эшелоны руды с горы Магнитной и из тайги Те- мир-Тау, марганец с далеких Чиатур- ских гор... Пришли вагоны с коксом пер­ вой кузнецкой батареи... В ночь на 31 марта первый загруженный скип по­ плыл по наклонному мосту на колош­ ник... Задувку назначили сначала на 3 часов. На iO часов. На 12 часов... Люди были расставлены на своих ме­ стах... И только на рассвете дня — пер­ вого апреля, когда последний скип под­ нялся на колошник, мастер Гончаров по­ дал сигнал воздуходувке... Вихрь холод­ ного дутья ворвался в раскаленные кау­ перы... Из свечей домны пошел дымок... Начался металлургический процесс!.. Горновые, газовщики и машинисты вста­ ли на вахте первой зажженной домны Кузнецкого металлургического гиганта». («Большевистская сталь», 2 апреля 1932 г.). Сухая хроника не может передать тревожной и вместе с тем радостной ат­ мосферы пусковых ночей. Большинство тех, кто строил, никогда раньше не ви­ дел доменных печей, во всяком случае— таких больших и технически совершен­ ных. Поэтому строители и металлурги, делегаты всех цехов, бодрствовавшие в эти ночи, переживали величайшее волне­ ние: пойдет ли домна? И домна «пошла»! В Москву, в Кремль, полетела «молния»: «Выдали первую плавку чугуна в 64 тонны... Чу­ гун прекрасного качества — 4 процен­ та кремния. Все агрегаты и сама домна работают совершенно нормально...». Первая плавка была выдана 3 апреля в 6 часов 30 минут утра. Это произо­ шло всего лишь через два года с тех пор, как начали рыть котлован на пустой площадке доменного цеха. Когда из чу­ гунной летки хлынула жидкая огненная масса, .люди не могли сдержать востор­ га, переполнившего их сердца. На глазах у закаленных бойцов стройки показа­ лись слезы радости, люди обнимали ДРУГ друга, как в великий праздник. Выпуск первого чугуна на Кузнецком заводе был праздником для всей стра­ ны. В городах, селах, на новостройках проходили многолюдные митинги. 1 мая 1932 г. в Москву прибыл мар­ шрут кузнецкого чугуна, торжественно встреченный делегациями заводов и фабрик столицы. В честь Кузнецкого за­ вода был организован общемосковский слет ударников, на котором делегация Кузнецкстроя рассказала рабочим три­ дцати московских заводов-поставщиков о борьбе за металл. Завершение металлургического цикла на Кузнецкстрое велось одновременно по всему фронту. «Правда» указывала строителям других металлургических ги­ гантов: «А в Сталинске строили как сле­ дует, по-хозяйски: вместе с домнами воз­ двигали мартеновские печи и прокатный цех». Это было заслугой строителей Кузнецкого завода. 19 сентября 1932 г., намного раньше магнито горцев, они пу­ стили мартеновскую печь. Кузнецкстрой вышел на первое место в соревновании великих строек и на за­ вершающем этапе. Из семи блюмингов, предусмотренных пятилетним планом, кузнецкий блюминг вступил в строй первым. По мощности и сложности ме­ ханического оборудования, максималь­ ной электрификации всех частей куз­ нецкий блюминг являлся в то время од­ ним из лучших в мире. 30 декабря 1932 года были проката­ ны первые сибирские рельсы. Среди тех, кому посчастливилось участвовать в этом событии, были инженер Н. В. Вол­ ков, бессменный начальник вальцето­ карной мастерской рельсобалочного цеха, ныне лауреат Сталинской премии; рабочий А. Ф. Борисов, и сейчас рабо­ тающий старшим сварщиком этого цеха, Герой Социалистического Труда, и дру­ гие. Пуск рельсобалочного стана Куз­ нецкого завода почти удваивал мощность рельсовых станов СССР. Окончание строительства первой оче­ реди комбината совпало с завершением первой пятилетки. Добавим, что на великой сибирской новостройке наряду с металлом рождал­ ся новый человек, выковывались кадры, был накоплен неоценимый организацион­ но-технический опыт. Поэтому мы с полным основанием говорим: Кузнецк­ строй сделал возможным то грандиозное индустриальное строительство на Восто­ ке, которое ныне осуществляют Комму­ нистическая партия и советский народ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2