Сибирские огни, 1959, № 1
•сяца было затрачено 34 часа, на подъем второго — всего 15 часов. 4 ноября 1931 г. было закончено строительство железной дороги Куз нецк—Мундыбаш—Темир-Тау; послед ний участок ее пролег через дикую тайгу, где еще летом этого года была непролазная топь, непроходимые зарос ли. На площадку прибыл состав с же лезной рудой Горной Шории. Еще рань ше, 6 августа, Кузнецкстрой получил первый эшелон железной руды с горы Магнитной. Горняки Осиновских копей прислали в подарок первой домне эше лон угля, добытого сверх плана. Кузнецкий чугун ждала вся страна. И вот... « ...28 марта, ночью, смена инженера Шеребина начала ручную загрузку кок совой мелочи. Огнями зажегся литейный двор... На эстакаду приходили эшелоны руды с горы Магнитной и из тайги Те- мир-Тау, марганец с далеких Чиатур- ских гор... Пришли вагоны с коксом пер вой кузнецкой батареи... В ночь на 31 марта первый загруженный скип по плыл по наклонному мосту на колош ник... Задувку назначили сначала на 3 часов. На iO часов. На 12 часов... Люди были расставлены на своих ме стах... И только на рассвете дня — пер вого апреля, когда последний скип под нялся на колошник, мастер Гончаров по дал сигнал воздуходувке... Вихрь холод ного дутья ворвался в раскаленные кау перы... Из свечей домны пошел дымок... Начался металлургический процесс!.. Горновые, газовщики и машинисты вста ли на вахте первой зажженной домны Кузнецкого металлургического гиганта». («Большевистская сталь», 2 апреля 1932 г.). Сухая хроника не может передать тревожной и вместе с тем радостной ат мосферы пусковых ночей. Большинство тех, кто строил, никогда раньше не ви дел доменных печей, во всяком случае— таких больших и технически совершен ных. Поэтому строители и металлурги, делегаты всех цехов, бодрствовавшие в эти ночи, переживали величайшее волне ние: пойдет ли домна? И домна «пошла»! В Москву, в Кремль, полетела «молния»: «Выдали первую плавку чугуна в 64 тонны... Чу гун прекрасного качества — 4 процен та кремния. Все агрегаты и сама домна работают совершенно нормально...». Первая плавка была выдана 3 апреля в 6 часов 30 минут утра. Это произо шло всего лишь через два года с тех пор, как начали рыть котлован на пустой площадке доменного цеха. Когда из чу гунной летки хлынула жидкая огненная масса, .люди не могли сдержать востор га, переполнившего их сердца. На глазах у закаленных бойцов стройки показа лись слезы радости, люди обнимали ДРУГ друга, как в великий праздник. Выпуск первого чугуна на Кузнецком заводе был праздником для всей стра ны. В городах, селах, на новостройках проходили многолюдные митинги. 1 мая 1932 г. в Москву прибыл мар шрут кузнецкого чугуна, торжественно встреченный делегациями заводов и фабрик столицы. В честь Кузнецкого за вода был организован общемосковский слет ударников, на котором делегация Кузнецкстроя рассказала рабочим три дцати московских заводов-поставщиков о борьбе за металл. Завершение металлургического цикла на Кузнецкстрое велось одновременно по всему фронту. «Правда» указывала строителям других металлургических ги гантов: «А в Сталинске строили как сле дует, по-хозяйски: вместе с домнами воз двигали мартеновские печи и прокатный цех». Это было заслугой строителей Кузнецкого завода. 19 сентября 1932 г., намного раньше магнито горцев, они пу стили мартеновскую печь. Кузнецкстрой вышел на первое место в соревновании великих строек и на за вершающем этапе. Из семи блюмингов, предусмотренных пятилетним планом, кузнецкий блюминг вступил в строй первым. По мощности и сложности ме ханического оборудования, максималь ной электрификации всех частей куз нецкий блюминг являлся в то время од ним из лучших в мире. 30 декабря 1932 года были проката ны первые сибирские рельсы. Среди тех, кому посчастливилось участвовать в этом событии, были инженер Н. В. Вол ков, бессменный начальник вальцето карной мастерской рельсобалочного цеха, ныне лауреат Сталинской премии; рабочий А. Ф. Борисов, и сейчас рабо тающий старшим сварщиком этого цеха, Герой Социалистического Труда, и дру гие. Пуск рельсобалочного стана Куз нецкого завода почти удваивал мощность рельсовых станов СССР. Окончание строительства первой оче реди комбината совпало с завершением первой пятилетки. Добавим, что на великой сибирской новостройке наряду с металлом рождал ся новый человек, выковывались кадры, был накоплен неоценимый организацион но-технический опыт. Поэтому мы с полным основанием говорим: Кузнецк строй сделал возможным то грандиозное индустриальное строительство на Восто ке, которое ныне осуществляют Комму нистическая партия и советский народ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2