Сибирские огни, 1959, № 1
ком партии сосредоточил на этом участ ке внимание общественности и управле ния строительством. Коллектив шамото динасового цеха взял мартен на «обще ственный буксир», послав на помощь лучшую бригаду плотников. Редакция газеты «Советская Сибирь» на всех участках цеха организовала рабкоров ские посты. Строители мартена выдвинули встреч ный план. Ячейка ВЛКСМ подхватила почин новосибирских ударников, предло живших новую форму мобилизации масс — «производи-’"«чый бой», и орга низовала «батальон энтузиастов» из 213 ударников. Вся тяжесть бетонных работ пала на осенне-зимние месяцы. Впервые в исто рии строительной техники бетонирова ние фундаментов производилось в 40-градусные морозы, без тепляков, при том неопытными рабочими. На бетоно мешалках застывала смазка, механизмы покрывались льдом, но самое страшное заключалось в том, что мог промерзнуть залитый бетон. Кликнули клич, вызы вая добровольцев утеплять бетон. Первой отозвалась комсомольско-мо лодежная бригада Барышева. Она стави ла жаровни, жгла костры, укрывала бетон кошмой, одеялами, сшитыми из мешков и войлока. Дежурили бес сменно по 12 часов. Морозы до водили до 50, а в отдельные дни до 57 градусов. Над площадкой белой непроницаемой стеной стоял мороз ный туман. Ледяной воздух прерывал дыхание, острыми иглами обжигал лицо. Но о себе никто не думал. И энтузиазм людей победил стихию! В начале декаб ря . мартенстроевцы отмечали первый успех: за первые пять дней месяца было уложено столько же бетона, сколько за предыдущую декаду. Об этом времени И. П. Бардин писал в своих воспоминаниях: «Работать при ходилось и днем, и ночью, постоянно недосыпать, быть начеку, в напряже нии, двадцать четыре часа в сутки. Но разве мы думали об усталости? Мы за бывали о ней, мы ее не чувствовали. Нас поглощало строительство, мы были захвачены пафосом созидания». («Шизнь инженера». М., 1938, стр. 165). * * * ...Страна вступила в третий, решаю щий год пятилетки. Характерная его черта •— грандиозный, не имевший при меров в истории размах нового промы шленного строительства. Главнейшей задачей стала борьба за темпы, за кон центрацию средств на немногих важней ших объектах, за скорейший пуск пред приятий. Капитальные затраты в промышлен ности получили резкое направление на Восток. Так, например, ассигнования на капитальное строительство черной ме таллургии восточной части страны со ставили около половины всех капиталь ных вложений в черную металлургию СССР на 1931 год. 25 января 1931 г. Центральный Ко митет ВКП(б) принял решение о форси ровании строительства Магнитогорского и Кузнецкого заводов Г. К. Орджоникидзе, в то время — председатель ВСНХ СССР, лично зани мался размещением заказов на оборудо вание для Кузнецкого гиганта. Их вы полняли 120 заводов Украины, Ленин града и Москвы. В организации всена родной помощи строительству Урало- Кузнецкого комбината участвовал пред седатель Госплана СССР В. В. Куйбы шев. В своем выступлении на вечере комбината, организованном «Комсомоль ской правдой» в феврале 1931 года, B. В. Куйбышев говорил: «Все великие исторические начийания Советского Союза возможны только потому, что в выполнении каждого из заданий партии рабочего класса принимают участие многомиллионные массы.... Построение грандиозного Урало-Кузнецкого комби ната возможно t o j * k o при величайшей мобилизации всех сил рабочего класса, всей пролетарской общественности». Кузнецкстрой — яркий пример пра вильности этих слов. В третьем, решаю щем году пятилетки всенародная по мощь строительству завода приняла ши рочайший размах. По всей стране посты общественного контроля шевелили нар коматы, объединения, заводы, продвига ли выполнение заявок и заказов Куз- нецкстроя. Рабочие заводов-поставщи- ков с невиданной быстротой осваивали сложнейшее оборудование. В рекордно короткие сроки комсомольцы страны доставляли на стройку маршруты с де фицитным цементом, оборудованием, конструкциями, от которых зависело своевременное окончание монтажа до мен. На Кузнецкстрой со всей страны стекались эшелоны. В июне 1931 г. каж дые четыре часа прибывало минимум 50 вагонов. В конце октября на площад ке скопилось 1700 неразгруженных ва гонов. Городской комитет ВЛКСМ ор ганизовал массовый субботник, с уча стием свыше трех тысяч человек. По рожняк был возвращен железной до роге. Заводы старых металлургических цен тров Юга и Урала выделяли для молодо го завода лучших рабочих или специаль но готовили кадры из молодежи. В 1931 году с завода имени Дзержинского при были С. Е. Бойко, Л. Т. Герасимов, C. Н. Болгов, Я. П. Ковальчук, ныне — старейшие мастера доменных печей ком бината, В. В. Балта — старший газов щик доменного цеха: с завода имени Петровского приехал М. К. Кондратенко, работающий сейчас машинистом автома тизированных вагон-весов; по 'путевке Днепропетровского горкома комсомола приехал П. В. Заварыкин, ныне — стар
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2