Сибирские огни, 1959, № 1

ком партии сосредоточил на этом участ­ ке внимание общественности и управле­ ния строительством. Коллектив шамото­ динасового цеха взял мартен на «обще­ ственный буксир», послав на помощь лучшую бригаду плотников. Редакция газеты «Советская Сибирь» на всех участках цеха организовала рабкоров­ ские посты. Строители мартена выдвинули встреч­ ный план. Ячейка ВЛКСМ подхватила почин новосибирских ударников, предло­ живших новую форму мобилизации масс — «производи-’"«чый бой», и орга­ низовала «батальон энтузиастов» из 213 ударников. Вся тяжесть бетонных работ пала на осенне-зимние месяцы. Впервые в исто­ рии строительной техники бетонирова­ ние фундаментов производилось в 40-градусные морозы, без тепляков, при­ том неопытными рабочими. На бетоно­ мешалках застывала смазка, механизмы покрывались льдом, но самое страшное заключалось в том, что мог промерзнуть залитый бетон. Кликнули клич, вызы­ вая добровольцев утеплять бетон. Первой отозвалась комсомольско-мо­ лодежная бригада Барышева. Она стави­ ла жаровни, жгла костры, укрывала бетон кошмой, одеялами, сшитыми из мешков и войлока. Дежурили бес­ сменно по 12 часов. Морозы до­ водили до 50, а в отдельные дни до 57 градусов. Над площадкой белой непроницаемой стеной стоял мороз­ ный туман. Ледяной воздух прерывал дыхание, острыми иглами обжигал лицо. Но о себе никто не думал. И энтузиазм людей победил стихию! В начале декаб­ ря . мартенстроевцы отмечали первый успех: за первые пять дней месяца было уложено столько же бетона, сколько за предыдущую декаду. Об этом времени И. П. Бардин писал в своих воспоминаниях: «Работать при­ ходилось и днем, и ночью, постоянно недосыпать, быть начеку, в напряже­ нии, двадцать четыре часа в сутки. Но разве мы думали об усталости? Мы за­ бывали о ней, мы ее не чувствовали. Нас поглощало строительство, мы были захвачены пафосом созидания». («Шизнь инженера». М., 1938, стр. 165). * * * ...Страна вступила в третий, решаю­ щий год пятилетки. Характерная его черта •— грандиозный, не имевший при­ меров в истории размах нового промы­ шленного строительства. Главнейшей задачей стала борьба за темпы, за кон­ центрацию средств на немногих важней­ ших объектах, за скорейший пуск пред­ приятий. Капитальные затраты в промышлен­ ности получили резкое направление на Восток. Так, например, ассигнования на капитальное строительство черной ме­ таллургии восточной части страны со­ ставили около половины всех капиталь­ ных вложений в черную металлургию СССР на 1931 год. 25 января 1931 г. Центральный Ко­ митет ВКП(б) принял решение о форси­ ровании строительства Магнитогорского и Кузнецкого заводов Г. К. Орджоникидзе, в то время — председатель ВСНХ СССР, лично зани­ мался размещением заказов на оборудо­ вание для Кузнецкого гиганта. Их вы­ полняли 120 заводов Украины, Ленин­ града и Москвы. В организации всена­ родной помощи строительству Урало- Кузнецкого комбината участвовал пред­ седатель Госплана СССР В. В. Куйбы­ шев. В своем выступлении на вечере комбината, организованном «Комсомоль­ ской правдой» в феврале 1931 года, B. В. Куйбышев говорил: «Все великие исторические начийания Советского Союза возможны только потому, что в выполнении каждого из заданий партии рабочего класса принимают участие многомиллионные массы.... Построение грандиозного Урало-Кузнецкого комби­ ната возможно t o j * k o при величайшей мобилизации всех сил рабочего класса, всей пролетарской общественности». Кузнецкстрой — яркий пример пра­ вильности этих слов. В третьем, решаю­ щем году пятилетки всенародная по­ мощь строительству завода приняла ши­ рочайший размах. По всей стране посты общественного контроля шевелили нар­ коматы, объединения, заводы, продвига­ ли выполнение заявок и заказов Куз- нецкстроя. Рабочие заводов-поставщи- ков с невиданной быстротой осваивали сложнейшее оборудование. В рекордно короткие сроки комсомольцы страны доставляли на стройку маршруты с де­ фицитным цементом, оборудованием, конструкциями, от которых зависело своевременное окончание монтажа до­ мен. На Кузнецкстрой со всей страны стекались эшелоны. В июне 1931 г. каж­ дые четыре часа прибывало минимум 50 вагонов. В конце октября на площад­ ке скопилось 1700 неразгруженных ва­ гонов. Городской комитет ВЛКСМ ор­ ганизовал массовый субботник, с уча­ стием свыше трех тысяч человек. По­ рожняк был возвращен железной до­ роге. Заводы старых металлургических цен­ тров Юга и Урала выделяли для молодо­ го завода лучших рабочих или специаль­ но готовили кадры из молодежи. В 1931 году с завода имени Дзержинского при­ были С. Е. Бойко, Л. Т. Герасимов, C. Н. Болгов, Я. П. Ковальчук, ныне — старейшие мастера доменных печей ком­ бината, В. В. Балта — старший газов­ щик доменного цеха: с завода имени Петровского приехал М. К. Кондратенко, работающий сейчас машинистом автома­ тизированных вагон-весов; по 'путевке Днепропетровского горкома комсомола приехал П. В. Заварыкин, ныне — стар­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2