Сибирские огни, 1959, № 1
нецкстроя». Затем достали меха, мо лот, вкопали в землю четыре столба, сделали навес — и была готова куз ница. Зеленая равнина, заросшая высокой, по пояс, травой, где еще год назад кре стьяне окрестных деревень охотились за дичью и собирали ягоды, стала преобра жаться. В июле 1929 г. началась пла нировка площадки. Сотни грабарей, си бирских крестьян-сезонников, приезжав ших на стройку со своими лошадьми и работавших целыми семьями, цопали землю лопатами и отвозили ее в само дельных тележках-грабарках. Заболоченная местность осушалась. Извилистое русло реки Абы спрямляли и этим увеличивали площадь застройки. Прокладывались рельсовые пути, шоссе, тракты. 27 июня началось сооружение полотна железной дороги, соединившей заводскую площадку с железнодорож ной станцией Кузнецк. 28 октября 1929 г. по этой ветке прибыл первый состав с лесоматериалами. В научно-техническом музее комбина та хранится фотография, запечатлевшая торжественную встречу первого поезда. Промозглый, серенький октябрьский денек. Огромные лужи, остатки выпав шего ночью и не успевшего растаять снега. Под ногами —■ липкая, вязкая грязь. Но лица собравшихся празднич ны, а на. бараке, к которому подошел'па- ровоз, — плакат с призывом построить первенец сибирской металлургии. Уже в этот начальный период на Куз- нецкстрое бурно пробивались ростки но вой жизни, проявлялись отношения, характерные для социалистической стройки. Обращение XVI партийной конферен ции к трудящимся об организации все народного соревнования, как могучего средства пробуждения инициативы масс для выполнения пятилетнего плана, нашло благодатную почву на Кузнецк- строе. Социалистическое соревнование заро дилось в августе 1929 г. на прокладке временного водопровода. Вода срочно требовалась и стройке, и поселку. Рабо чие горного отдела, копавшие канавы, вступили в соревнование с рабочими электромонтажного отдела, которые укладывали трубы. Те и другие объяви ли себя ударниками. 20 сентября 1929 г. появился приказ по строитель ной конторе Кузнецкстроя: «В резуль тате социалистического соревнования ЭМО с горным отделом работы по про кладке временной водопроводной маги страли закончены ранее установленного срока на 14 дней...» 91 человеку была объявлена благодар ность. Это было началом того замеча тельного движения, которое впоследст вии превратило кузнецкстроевских удар ников в подлинных героев пятилетки. Очень интересен и такой факт. В вы ходной день — 6 августа — рабочир предложили провести праздник труда, заработок отчислить в фонд индустриа лизации, «в кошелек Кузнецкстроя». Предложение горняков было поддержано рабочими всего Сибирского, края. Кузнецкстрой приковывает внимание «Торгово-промышленной газеты» и «Со ветской Сибири». Рассказывая о ходе работ, о трудностях и неполадках, газц- ты оказывали стройке большую практи ческую помощь. • В октябре 1929 г, состоялась первая районная партийная конференция, из бравшая партийный комитет Кузнецк строя. На конференции сТоял доклад о социалистическом соревновании. Вы полняя решение конференции, партий ная организация добилась подлинно тру дового подъема на ответственных, сроч ных объектах работ: постройке железно дорожного моста через реку. Кондому, овощехранилища, заготовке строитель ных материалов. Железнодорожный мост заложили в праздник Октябрьской революции. На площадке не было железа. Неважно-! Решили делать деревянно-бетонные кес соны и опускать их на дно реки. Развер нулось соревнование: на каждом кессоне были вывешены красные и черные др еки. Работы шли день и. ночь. Мост был закончен на полтора месяца раньше срока. Этой же зимой зародилось сорев нование между гигантами Урало-Куз- басса, продолжающееся. почти три деся тилетия. 11 ноября делегация Кузнецк строя выехала для подписания хозяйст венно-политического договора с Магни- тостроем. Это был исключительно торжествен ный, волнующий момент среди трудно стей и неурядиц первого года стройки. Делегацию сибиряков торжественно при- ветствовало многолюдное собрание рабо чих, служащих и инженерно-технических работников Магнитогорского строитель ства. Под звуки «Интернационала» куз нечанам был вручен щодарок — кусок магнитогорской железной руды. «Твердо заверяем, — отвечали представители Кузнецкстроя, — что привезем кусок чугуна, выплавленного из этой руды. Подписанный договор положит начало тесной связи гигантов. Докажем малове рам, что рабочий класс сумеет преодо леть все трудности!» 1930 год на Кузнецкстрое — это год закладки фундамента завода. На пути строителей вставали огромные трудно сти. Для осуществления грандиозного плана сооружения новых заводов, при нятого XVI партийной конференцией, требовались в больших количествах строительные материалы, машины, кад ры. Всего этого на первых порах не хва тало. В стране ощущался острый недо статок леса, бетона, кирпича, рельсов, труб и, особенно, строительных механиз мов. Кузнецкстрой, расположенный в таежной Сибири, задыхался без леса; недоставало рабочих рук для заготовки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2