Сибирские огни, 1959, № 1

нецкстроя». Затем достали меха, мо­ лот, вкопали в землю четыре столба, сделали навес — и была готова куз­ ница. Зеленая равнина, заросшая высокой, по пояс, травой, где еще год назад кре­ стьяне окрестных деревень охотились за дичью и собирали ягоды, стала преобра­ жаться. В июле 1929 г. началась пла­ нировка площадки. Сотни грабарей, си­ бирских крестьян-сезонников, приезжав­ ших на стройку со своими лошадьми и работавших целыми семьями, цопали землю лопатами и отвозили ее в само­ дельных тележках-грабарках. Заболоченная местность осушалась. Извилистое русло реки Абы спрямляли и этим увеличивали площадь застройки. Прокладывались рельсовые пути, шоссе, тракты. 27 июня началось сооружение полотна железной дороги, соединившей заводскую площадку с железнодорож­ ной станцией Кузнецк. 28 октября 1929 г. по этой ветке прибыл первый состав с лесоматериалами. В научно-техническом музее комбина­ та хранится фотография, запечатлевшая торжественную встречу первого поезда. Промозглый, серенький октябрьский денек. Огромные лужи, остатки выпав­ шего ночью и не успевшего растаять снега. Под ногами —■ липкая, вязкая грязь. Но лица собравшихся празднич­ ны, а на. бараке, к которому подошел'па- ровоз, — плакат с призывом построить первенец сибирской металлургии. Уже в этот начальный период на Куз- нецкстрое бурно пробивались ростки но­ вой жизни, проявлялись отношения, характерные для социалистической стройки. Обращение XVI партийной конферен­ ции к трудящимся об организации все­ народного соревнования, как могучего средства пробуждения инициативы масс для выполнения пятилетнего плана, нашло благодатную почву на Кузнецк- строе. Социалистическое соревнование заро­ дилось в августе 1929 г. на прокладке временного водопровода. Вода срочно требовалась и стройке, и поселку. Рабо­ чие горного отдела, копавшие канавы, вступили в соревнование с рабочими электромонтажного отдела, которые укладывали трубы. Те и другие объяви­ ли себя ударниками. 20 сентября 1929 г. появился приказ по строитель­ ной конторе Кузнецкстроя: «В резуль­ тате социалистического соревнования ЭМО с горным отделом работы по про­ кладке временной водопроводной маги­ страли закончены ранее установленного срока на 14 дней...» 91 человеку была объявлена благодар­ ность. Это было началом того замеча­ тельного движения, которое впоследст­ вии превратило кузнецкстроевских удар­ ников в подлинных героев пятилетки. Очень интересен и такой факт. В вы­ ходной день — 6 августа — рабочир предложили провести праздник труда, заработок отчислить в фонд индустриа­ лизации, «в кошелек Кузнецкстроя». Предложение горняков было поддержано рабочими всего Сибирского, края. Кузнецкстрой приковывает внимание «Торгово-промышленной газеты» и «Со­ ветской Сибири». Рассказывая о ходе работ, о трудностях и неполадках, газц- ты оказывали стройке большую практи­ ческую помощь. • В октябре 1929 г, состоялась первая районная партийная конференция, из­ бравшая партийный комитет Кузнецк­ строя. На конференции сТоял доклад о социалистическом соревновании. Вы­ полняя решение конференции, партий­ ная организация добилась подлинно тру­ дового подъема на ответственных, сроч­ ных объектах работ: постройке железно­ дорожного моста через реку. Кондому, овощехранилища, заготовке строитель­ ных материалов. Железнодорожный мост заложили в праздник Октябрьской революции. На площадке не было железа. Неважно-! Решили делать деревянно-бетонные кес­ соны и опускать их на дно реки. Развер­ нулось соревнование: на каждом кессоне были вывешены красные и черные др­ еки. Работы шли день и. ночь. Мост был закончен на полтора месяца раньше срока. Этой же зимой зародилось сорев­ нование между гигантами Урало-Куз- басса, продолжающееся. почти три деся­ тилетия. 11 ноября делегация Кузнецк­ строя выехала для подписания хозяйст­ венно-политического договора с Магни- тостроем. Это был исключительно торжествен­ ный, волнующий момент среди трудно­ стей и неурядиц первого года стройки. Делегацию сибиряков торжественно при- ветствовало многолюдное собрание рабо­ чих, служащих и инженерно-технических работников Магнитогорского строитель­ ства. Под звуки «Интернационала» куз­ нечанам был вручен щодарок — кусок магнитогорской железной руды. «Твердо заверяем, — отвечали представители Кузнецкстроя, — что привезем кусок чугуна, выплавленного из этой руды. Подписанный договор положит начало тесной связи гигантов. Докажем малове­ рам, что рабочий класс сумеет преодо­ леть все трудности!» 1930 год на Кузнецкстрое — это год закладки фундамента завода. На пути строителей вставали огромные трудно­ сти. Для осуществления грандиозного плана сооружения новых заводов, при­ нятого XVI партийной конференцией, требовались в больших количествах строительные материалы, машины, кад­ ры. Всего этого на первых порах не хва­ тало. В стране ощущался острый недо­ статок леса, бетона, кирпича, рельсов, труб и, особенно, строительных механиз­ мов. Кузнецкстрой, расположенный в таежной Сибири, задыхался без леса; недоставало рабочих рук для заготовки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2