Сибирские огни, 1959, № 1
'шммтимч М Е Т А Л Л С И Б И Р И «В районах Сибири будут широко осваиваться огромные природные ресурсы. Намечается строи тельство двух крупных металлургических заво дов, которые явятся основой третьей металлурги ческой базы СССР». (Тезисы доклада товарищ а Н. С. Хру щ ева на XXI съ е зд е КПСС). В грандиозных планах развития страны огромную роль партия отводит Си бири. Тридцать лет назад советские люди приступили к сооружению второй уголь но-металлургической базы на Востоке. Основным ее звеном является металлур гический завод-гигант в Кузнецком бассейне. Он сооружался в труднейших усло виях, когда страна была бедна техникой, когда основная масса строителей состоя ла .из неграмотных крестьян-сезонников, никогда раньше не видевших машин. Великий энтузиазм народа сделал невозможное возможным. В 1932 году страна получила из Сибири первый металл. Об этом рассказывает нашим читателям статья Е. М. Полянской «Героиче ская стройка». Совсем недавно, 12 ноября 1958 года, Пленум ЦК партии поставил вопрос о создании третьей металлургической базы страны. Несметные запасы кузнецких углей будут питать новые, еще более мощные металлургические заводы. Вклад Сибири в развитие отечественной индустрии увеличится в несколько раз. Сегодня близ Сталинска уже растет город строителей нового Западно-сибир ского металлургического завода. Этому посвящает свой репортаж В. Сапожников. Е. М. Полянская, кандидат исторических наук . Г Е Р О И Ч Е С К А Я С Т Р О Й К А » 15 января 1929 года Совет труда и обороны принял постановление о строи тельстве Кузнецкого металлургического комбината. Началась славная эпопея Кузнецкстроя. ...Март 1929 года, Иван Павлович Бардин, только что назначенный глав ным инженером строительства, впервые ступил на Кузнецкую землю. В старом Кузнецке он прежде всего отыскал де ревянный двухэтажный дом, в котором жил и умер его учитель, знаменитый ме таллург М. К. Курако. Еще до Великого Октября Курако проектировал металлур гический завод в Южном Кузбассе, но тогда постройка завода оказалась несбы точной мечтой. Бардину предстояло про должить дело своего учителя. С горы, на которой высились развалины Кузнец кой крепости XVII века, была видна вда леке заводская площадка. Она лежала заснеженная, пустынная, еще не трону тая человеком. В погожий майский день на этой пло щадке состоялось первое собрание. И. П. Бардин сделал доклад, в котором рассказал о заводе, о масштабах буду щего строительства, о трудностях, кото рые предстояло преодолеть. Его слуша ла небольшая горстка строителей. В Сибири тогда не было квалифициро ванных рабочих и инженеров, которые могли бы принять участие в сооружении металлургического гиганта. Бардину пришлось ехать на южные заводы, где он работал до приезда в Сибирь, и там подбирать первые инженерно-техниче ские кадры для Кузнецкстроя. И рабо чие чертежи основных цехов завода из готовлялись далеко от заводской пло щадки — в проектных организациях Москвы, Ленинграда, Харькова. Ассиг нования на строительство завода в 1929 /30 году составили всего 4 миллио на рублей. В первом сезоне строителям пришлось обходиться лопатами, кувалдами, топо рами, по крохам собирать немудреное оборудование. На мельнице в Кузнецке нашлась испорченная динамо-машина в 3 ,5 квт. Ее отремонтировали и пустили. Это была «первая электростанция Куз-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2